Все больше людей признают современную школьную систему несовершенной. Это связано с тем, что детей излишне контролируют, давая знания исключительно по имеющейся программе, поэтому многие школьники сталкиваются с недостаточной успеваемостью и плохими оценками. Объясняется это тем, что существует 8 типов интеллекта. У каждого человека может преобладать только один из них. При правильном направлении обучения чадо сможет добиться гораздо больших успехов, чем при классических уроках. Если нет возможности скорректировать школьную программу, то стоит заняться развитием в домашних условиях. Для этого потребуется разобраться, какие вообще существуют виды интеллекта, и как их развивать.

Введение понятия

Впервые свои мысли о существовании нескольких видов интеллекта озвучил гарвардский психолог, Говард Гарднер в 1994 году. Он же ввел понятие множественного интеллекта, которое и включает все его типы. По мнению Г. Гарднера, школьная система лишает детей полноценной возможности узнавать что-либо, не входящее в рамки программы, что приводит к отсутствию успеха в будущем и невозможности найти себя.

Американский психолог считает, что у каждого человека уже с детства есть свой потенциал, который нужно обязательно раскрывать. Поэтому родители обязаны определить тип интеллекта у своего малыша и правильно выбрать курс на будущее развитие. Его мнение получило название «теория желудя».

Определить тип мышления – не такая сложная задача, как может показаться. Достаточно внимательно проследить за своим ребенком и понять, что именно ему нравится. При этом занятие должно не только вызывать положительные эмоции, но и без труда выполняться. Дополнительно можно провести отдельные тесты или заполнить специальные анкеты, результаты которых покажут, к чему расположен малыш. Если они не дадут однозначного ответа, то с вопросом о том, как определить тип интеллекта, стоит обратиться к детскому психологу, т.к. он сможет точнее рассказать об особенностях мышления ребенка.

Эйнштейн говорил, что все люди гении от рождения. Главным аргументом его слов стало высказывание, что рыба, которая судит о себе по способности забраться на дерево, будет считать себя глупой.

Логико-математический

Довольно распространенным типом интеллекта можно назвать логико-математический. Дети, им обладающие, не испытывают каких-либо трудностей с математикой и всем, что с ней связано. Они легко запоминают номера мобильных, даты или иные числовые значения, а также быстро решают примеры и задачи. Главной характеристикой таких людей становится способность к структурированному анализу, простой установке причинно-следственных связей, а также систематизации всех составляющих жизни.

Для людей с этим типом интеллекта отлично подойдут следующие профессии:

  • Аналитик;
  • Логист;
  • Математик;
  • Программист;
  • Бухгалтер;
  • Детектив;
  • Врач.

Развивать и поддерживать логико-математический интеллект можно с помощью регулярных тренировок. Отлично подойдут решения различных задачек, головоломок или математических примеров. Не лишним будет дать школьнику возможность применять навыки в повседневной жизни. Например, считать стоимость корзины с едой или определять, сколько и чего нужно приобрести в магазине.

Лингвистический

Следующий вид интеллекта отличает его владельцев особой любовью к лингвистике и всему, что ее касается. Он помогает малышам быстро научиться говорить, слушать, писать и читать. Дети чуть старше обожают литературу, им нравится изучать иностранные языки, создавать стенгазеты и брать интервью. Как правило, они становятся яркими и общительными людьми.

Количество профессий, подходящих для таких людей, довольно велико. Самые интересные:

  • Переводчик;
  • Журналист;
  • Дипломат;
  • Писатель;
  • Корректор.

Обучение же для таких детей лучше всего проводить в групповой форме. Важно, чтобы малыш мог обсудить любые события или факты с другими людьми. При этом основным видом деятельности для развития становится именно общение, но не менее полезно может оказаться и чтение.

Межличностный

Одним из самых полезных из 8 основных типов интеллекта по Гарднеру является межличностный. Благодаря ему, дети легко взаимодействуют с окружающими, умеют произвести хорошее впечатление, чувствуют других людей и становятся хорошими руководителями. В любой компании такой ребенок переключает все внимание на себя и становится центром общего веселья.

Кем могут стать дети с межличностным интеллектом:

  • Политик;
  • Дипломат;
  • Директор;
  • Бизнесмен;
  • Менеджер;
  • Оратор;
  • Педагог.

Главный способ развития такого интеллекта – общение. Детей нужно обеспечить возможностью поучаствовать в разных обсуждениях, выступлениях на сцене, а также организации мероприятий. Хороший эффект может дать посещение театрального кружка.

Определив тип интеллекта ребенка, стоит заняться развитием именно его, отказавшись от попыток «разбудить» иные навыки.

Визуально-пространственный

Разум ребенка с визуально-пространственным интеллектом придает миру особые краски. Малыши получают огромное удовольствие от игр с куклами, собирательства пазлов, поиска выхода из лабиринта. Многие из них имеют выдуманного друга, с которым часто общаются. Становясь старше, такие люди хорошо чувствуют цвета, что помогает разбираться в сочетании одежды, легко решают задачи, связанные с геометрией, черчением и рисованием. У них не возникает проблем с географической ориентацией или запоминанием новых мест. Большим их преимуществом становится навык четкой визуализации.

Наибольшего успеха получится добиться в следующих должностях:

  • Художник;
  • Скульптор;
  • Дизайнер;
  • Архитектор;
  • Инженер;
  • Режиссер.

Как и любой из других типов интеллекта по Гарднеру, визуально-пространственный можно развивать. Для этого достаточно позволять ребенку больше рисовать, визуализируя настоящих или вымышленных героев, а также регулярно просить самостоятельно найти несколько решений для разных задач.

Телесно-кинетический

Для детей с таким типом интеллекта главным способом выражать свои чувства становится собственное тело. Они любят танцевать, заниматься спортом, мастерить разные предметы, выступать перед другими людьми. Такие увлечения позволяют получить максимально крепкое здоровье и добиться успеха во многих сферах. У детей также может существовать особенность характера, выражающаяся в ярком желании соперничать.

Любимое дело они могут найти в следующих профессиях:

  • Танцор;
  • Киноактер;
  • Артист;
  • Спортсмен;
  • Автомеханик;
  • Врач-хирург;
  • Скульптор.

Главной формой обучения для таких школьников должны стать спортивные секции. Именно они принесут самые лучшие результаты. Также можно отправить ребенка в другие кружки, где он сможет задействовать свои навыки.

Экзистенциальный

Один из самых особенных видов интеллекта, который может стать главным у ребенка. Он помогает получить высокий уровень осознанности, легко разбираться в своих чувствах, рассуждать о сложных вопросах, делать верные выводы. Такие дети хотят узнавать о разных экзистенциальных вещах, зачастую их беспокоят мысли о жизни и смерти. Часто их внимание привлекают работы знаменитых философов. Многие из них очень застенчивы, из-за чего становятся закрытыми личностями.

Какие профессии подойдут для таких людей:

  • Психолог;
  • Политик;
  • Ученый;
  • Преподаватель;
  • Священник.

Очень важно позволять таким детям высказывать свое мнение, слушать их, а также поддерживать некоторые идеи. Только такое отношение поможет развить им интеллект до хорошего уровня.

Натуралистический

Еще один из 8 видов интеллекта по Гарднеру, делающий ребенка способным к отдельным видам деятельности. Главным интересом таких людей становится окружающий мир. Больше всего удовольствия они получают от взаимодействия с природой. Зачастую главным развлечением детей с натуралистическим интеллектом становятся эксперименты с природными явлениями. Например, проращивание растений. Им очень нравится ходить в походы, оставаясь наедине с природой. Оценки по биологии, географии и химии у них всегда хорошие. При взрослении люди с таким интеллектом часто включаются в борьбу с загрязнением и уничтожением планеты.

Подходящие профессии:

  • Ветеринар;
  • Геолог;
  • Эколог;
  • Фермер;
  • Лесник.

Для развития натуралистического интеллекта нужно обязательно выделять ребенку время для ухода за питомцами, чтения интересных журналов или книг, отправляться с ним в походы, а также обеспечить его возможностью создать собственный сад.

Музыкальный

Последний тип – музыкальный. Те, кто обладает таким интеллектом, очень активно тянутся к музыке. Они быстро учатся играть на музыкальных инструментах, увлекаются творчеством известных музыкантов, стремятся посещать концерты, громко включают музыку. Такие люди легко запоминают мелодии, при этом зачастую поют песни вслух, не задумываясь о том, что скажут окружающие.

Кем может стать ребенок с музыкальным интеллектом в будущем:

  • Композитор;
  • Певец;
  • Диджей;
  • Ведущий на радио;
  • Звукорежиссер.

Лучшим способом развития музыкального интеллекта является посещение специальной школы, где ребенка обучат игре на выбранном инструменте. Большой положительный эффект окажет возможность публичного выступления перед сверстниками.

Если развить в ребенке навыки, не относящиеся к его типу интеллекта, его все равно будет тянуть к «своим» интересам.

Как развивать навыки

Определять тип интеллекта ребенка стоит всем родителям. Если сделать это и направить его развитие в правильную сторону, то успех в будущей жизни малыша будет неизбежен. Все восемь типов человеческого интеллекта получится улучшить с помощью любых подходящих методов, которые задействуют соответствующие навыки или интересы. Нужно лишь соблюдать регулярность тренировок, а также поддерживать своего малыша.

Когда речь заходит об умном человеке, воображение представляет себе математика, который решает вопросы, непонятные большинству, способного решить в уме задачу так быстро, что обычный человек даже не успеет ее записать. Это представляет себе традиционную идею разума как уникального навыка, связанного с абстрактной мыслью.

В 1994 году психолог предложил идею, которая изменила типичное представление общества о разуме: теорию множественного интеллекта. Согласно ей, существует не одна, а 8 типов интеллекта, которые развиваются по-разному в каждой личности. "Это основной вызов образованию", - говорит психолог.

Типы интеллекта разделяют на 8 категорий:

  1. Лингвистический.
  2. Логико-математический.
  3. Визуально-пространственный.
  4. Музыкальный.
  5. Телесно-кинестетический.
  6. Интраперсональный (экзистенциальный).
  7. Интерперсональный (социальный).
  8. Натуралистический.

Согласно типам интеллекта по Гарднеру, человек имеет врожденную склонность к некоторым действиям. Это определяет к какому типу стоит относить ту или иную личность.

Поэтому некоторые люди очень умны в области математики, но могут быть не так хороши, когда дело касается межличностных отношений. Исключительный музыкант может быть не таким одаренным в выражении себя через слова.

Педагоги должны понимать студентов: сильные стороны, слабости, уязвимые области, способность к адаптации, а также учитывать к какому из типов интеллекта относится каждый из них и на этой основе выстраивать обучение.

Гарднер уверен, что разум человека состоит из набора навыков, которые позволяют преодолевать личные проблемы и справляться с трудностями. Для решения различных вопросов необходимо понимать, что человеческий ум разнообразен и важно выбрать путь развития, подходящий определенному типу личности.

Лингвистический тип интеллекта

Это люди, которые любят и умеют "жонглировать словами". Они рано учатся говорить, читать и писать. Легко понимают сложный текст и проявляют себя очень хорошо, когда дело касается выражения собственных мыслей.

К примеру, людям с лингвистическим типом интеллекта легче следовать инструкции при сборке мебели, если она будет представлена в текстовой форме, а не в виде диаграммы. Им легко дается любой иностранный язык, поэтому среди полиглотов лингвистический преобладает из всех типов интеллекта.

Для того чтобы развиваться, им нужно много читать и выражать собственные мысли на бумаге. Это может быть что угодно: дневник, блог, Twitter, художественная и Играть в словесные игры, такие как кроссворды и "Словодел". Отличной тренировкой будет изучение иностранного языка.

Логико-математический интеллект

Люди с преобладающим логико-математическим типом интеллекта склонны решать абстрактные проблемы, делать расчеты и с легкостью считать количество предметов.

Например, когда нужно разделить сумму чека за обед, в компании всегда находится человек, способный безошибочно это сделать в уме. Очень вероятно, что это обладатель именно такого типа интеллекта.

Чтобы развиваться, логико-математический тип интеллекта может решать судоку, играть в игры, шахматы и справляться с повседневными математическими задачами в уме.

Карьера: бухгалтер, инженер, детектив, аналитик, финансист, программист.

Визуально-пространственный тип интеллекта

Его обладатели способны очень хорошо ориентироваться на местности, легко понимают чертежи и инструкции в виде диаграмм.

Они осознают визуальные детали в своем окружении, на которые другие люди не обращают внимание. Особенно это касается структуры зданий и их расположения.

Чтобы развивать визуально-пространственный тип интеллекта, необходимо составлять каждый день новый маршрут пути (например, на работу) или пытаться найти дорогу на незнакомой местности при помощи карты, играть в головоломки и создавать модели.

Карьера: художник графического дизайна, авиационный специалист, архитектор и хирург.

Музыкальный тип интеллекта

Людей с музыкальным типом интеллекта легко узнать по привычке постоянно настукивать пальцами мелодию из своей головы. Они легко осваивают музыкальные инструменты, запоминают и воспроизводят музыку.

Для развития им необходимо слушать музыку, причем, чем разнообразнее она будет, тем лучше. И, конечно, стоит научиться играть на музыкальном инструменте.

Телесно-кинестетический тип интеллекта

Людей телесно-кинестетического типа интеллекта никогда не обвиняли в неуклюжести. Они очень точно осознают собственное тело, поэтому обладают хорошей координацией движения и очень подвижны.

Это можно наблюдать у танцоров и некоторых спортсменов, например, гимнастов.

Чтобы развивать этот тип, нужно много танцевать, изучать танец, который помогает тренировать координацию или заниматься йогой.

Карьера: физиотерапевт, цирка, хирург, персональный фитнес-тренер.

Интраперсональный тип интеллекта

Высокая степень осознанности, эмоциональная сдержанность и умение здраво рассуждать характеризуют таких людей. Обладатели интраперсонального типа интеллекта (что значит также экзистенциальный тип) отличаются способностью глубоко воспринимать собственное я. Они отлично понимают и контролируют собственные эмоции, мысли и мотивы поступков. Личности с выраженным интраперсональным типом интеллекта видят личные недостатки и достоинства, что позволяет им работать над своей эмоциональной жизнью, принимать решения и устанавливать цели в соответствии с собственной индивидуальностью.

Необходимо сосредоточиться на выражении собственных мыслей людям с интраперсональным типом интеллекта, что значит размышлять и записывать свои мысли в дневнике, вести блог, практиковать медитацию, читать статьи по психологии и о человеческом интеллекте.

Карьера: коучинг, духовная сфера, этика, предпринимательство, политика, философия, психология, психиатрия.

Социальный интеллект

Интерперсональный тип интеллекта по-другому называемый социальным, наделяет своих обладателей отличными коммуникативными способностями. Эти люди хорошо умеют понимать других: их эмоции, потребности, намерения и цели.

Они всегда в центре внимания, часто становятся лидерами и душой компании.

Для саморазвития людям с интерперсональным типом интеллекта необходимо принимать участие в групповых мероприятиях, где поощряется сотрудничество, например, командный спорт.

Карьера: область образования, человеческих ресурсов, социальная сфера, консалтинг, психиатрия, менеджмент, политика, наставничество.

Натуралистический тип интеллекта

Люди с таким типом интеллекта любят и способны хорошо понимать природу, различать, классифицировать, распознавать закономерности между видами растений и животных.

Такие качества обычно присущи биологам и людям, которые любят заниматься садоводством.

Для развития натуралистического типа интеллекта нужно много читать книг по биологии, выращивать растения и ухаживать за животными.

Карьера: ветеринарная медицина, археология, экология, туризм, лесничество, фермерство, геология, биология.

Существует 4 основных момента теории Гарднера о типах интеллекта:

  1. Каждый человек обладает всеми перечисленными видами интеллекта. Но доминирующий только один.
  2. Большинство людей имеют потенциал для развития в каждом из типов интеллекта.
  3. Интеллект работает в совокупности.
  4. Существует множество способов интерпретации интеллекта в каждой категории.

Несмотря на то, что человек имеет доминирующий определенный тип интеллекта, склонность к другим в различной степени есть у каждого. Навыки можно развивать, даже если от рождения присущ талант к другим умениям. Также теория Гарднера указывает на гибкость типов интеллекта, что означает способность изменяться со временем у каждого человека.

Знаменитый американский психолог и специалист в области клинической психологии Говард Гарднер (известный автор понятия «множественный интеллект») пришел к выводу, что человеческий интеллект можно разделить условно на 8 типов:
Лингвистический
Логико-математический
Визуально-пространственный
Музыкальный
Натуралистический
Экзистенциональный
Телесно-кинестетический
Межличностный
Гарднер утверждал, что понять предрасположенность детей, чтобы в будущем они могли успешно реализоваться, легко, если определить их тип интеллекта.
Лингвистический
Дети любят слушать сказки, различные истории. С легкостью сочиняют сами, с удовольствием читают. В подростковом возрасте обожают читать и писать, делать стенгазеты, брать интервью и писать для школьной газеты, разгадывают словесные головоломки, рассказывают интересные истории. Важно, чтобы их обучение проходило в форме рассказа, дискуссии, совместного чтения книг.
В какой профессии ребенок может реализоваться: писатель, сценарист, драматург, журналист, политик, корректор, переводчик.
Логико-математический
Дети любят считать и делают это быстро. Хорошо запоминают даты событий, номера телефонов, им нравится решать математические задачки, подсчитывать, вести учет. Они проявляют способности к анализу и синтезу, легко устанавливают причинно-следственные связи, стремятся к систематизации и порядку, легко оперируют абстракциями.
В какой профессии ребенок может реализоваться: математик, бухгалтер, программист, аналитик, ученый, детектив, логист, медик.
Визуально-пространственный
У таких детей хорошо развито воображение, они спокойно могут подолгу играть в одиночестве. Они часто мечтают, любят рисовать и собирать пазлы. У них развито пространственное мышление: хорошо запоминают места и детали окружающей обстановки. Способны трансформировать пространство - сначала в голове, а потом сделать, например, перестановку мебели. Они видят мир под другим углом зрения, могут предложить несколько вариантов видения.
В какой профессии ребенок может реализоваться: все типы дизайнеров, архитектор, художник, мультипликатор, инженер, изобретатель, скульптор.
Телесно-кинестетический
Тяготеют к спорту, физическим нагрузкам, они здоровы, сильны, хорошо едят. У них развита мелкая моторика, поэтому им нравится мастерить и находить применение рукам. Любят выступать на сцене. Одной из главных фигур в окружении такого подростка станет тренер-наставник, который будет помогать достигать успехов. Способности этих детей развиваются в соперничестве и конкуренции, поэтому они острее реагируют на поражения и нуждаются в похвале и поддержке.
В какой профессии ребенок может реализоваться: актер, танцор, спортсмен, цирковой артист, клоун, инструктор по спорту, хирург, механик, скульптор, ремесленник, фотомодель.
Музыкальный
Такие детки чувствуют ритм, обладают хорошим слухом, тянутся к музыкальным инструментам. В подростковом возрасте громко слушают музыку, интересуются творчеством музыкантов, с удовольствием ходят на хор или в музыкальную школу. Они способны оценить музыку, быстро запоминают мелодии и воспроизводят их, поют вслух или про себя. Это сочинители и исполнители музыки, иногда раздражают окружающих тем, что начинают отстукивать или притопывать, когда чувствуют ритм.
В какой профессии ребенок может реализоваться: музыкант-исполнитель (пианист, барабанщик), композитор, дирижер, оперный певец, диджей, звукооператор, музыкальный критик, радиоведущий, музыкальный редактор.
Натуралистический
Эти дети тянутся ко всему живому, природа и животные - это их стихии. Им нравятся эксперименты с проращиванием зерен и наблюдение за их изменениями. Они обожают подолгу рассматривать букашек, муравейники, травы и цветы, любят возиться с животными, наблюдать за явлениями природы. В первобытном строе такие люди были отличными охотниками, лекарями, знатоками трав. В подростковом возрасте имеют хорошие оценки по биологии, химии, окружающему миру. Любят ходить в походы и участвовать в экологических акциях.
В какой профессии ребенок может реализоваться: эколог, ветеринар, геолог, исследователь морского дна, сейсмолог, археолог, генетик, лесник, фермер.
Экзистенциональный
Такие дети с детства отличаются высокой степенью осознанности, понимают свои чувства и могут управлять ими. Они здраво рассуждают, делают весомые умозаключения. Как правило, эмоционально сдержанны, застенчивы. Когда они вырастают, их начинают заботить вопросы жизни и смерти и прочие экзистенциальные вещи. Они способны выдвигать новые теории о происхождении мира и гипотезы о появлении разных национальностей. Интересуются духовными учениями и трудами философов. Они трезво стоят на ногах, способны прогнозировать и надолго планировать, умело управляют своими эмоциями, следуют инструкциям.
В какой профессии ребенок может реализоваться: психолог, психиатр, профессор и преподаватель философии, агитатор, священник, политик.
Межличностный
Это дети-коммуникаторы, они быстро устанавливают контакт с окружающими, знают, как понравиться, умело используют свое влияние. Хорошо чувствуют людей, их настроения и состояния, умеют быстро перестроиться. Уже с детства прекрасные переговорщики. В подростковом возрасте объединяют вокруг себя людей, становятся душой компании и лидерами, у них много друзей, потому что умны, общительны, обладают чувством юмора и харизмой. Для достижения своих целей используют вербальный и невербальный арсенал: слова, жесты, тело, рисунки. За счет умения чувствовать других людей могут оказать им помощь и поддержку.
В какой профессии ребенок может реализоваться: политик, педагог, оратор, переговорщик, дипломат, менеджер, директор, бизнес-тренер.
Увы, но сюда не относятся гиперактивные дети или дети с синдромом дефицита внимания. Неконтролируемая двигательная активность к сожалению мешает выявить истинные предрасположенности и предпочтения ребенка. Для их определения придется приложить усилия и понадобится довольно длительное время.
Если же ребенок интересуется большинством перечисленных сфер жизни (музыка, живопись, наука, религии, философия, театр, математика, физика и др.) -соответственно его возможности расширяются и он может найти себя практически в любой сфере деятельности. Например, быть одновременно писателем, художником, психологом, философом и бухгалтером. Не часто, но такое встречается.

8 типов интеллекта или Как не профукать будущее своего ребёнка

Говард Гарднер — психолог, автор понятия «множественный интеллект» — установил, что существует 8 типов интеллекта. Современная система образования делает упор на развитие двух из них, поэтому некоторые школьники остаются неуспешными и не могут впоследствии найти себя.

Также существует «теория желудя», идея которой заключается в том, что природа заложила в каждого определенный потенциал. Понять предрасположенность детей, чтобы в будущем они могли успешно реализоваться, легко, если определить их тип интеллекта.

Лингвистический

Проявляется в любви к слову — письменному или устному. Малыши с таким типом интеллекта с удовольствием слушают сказки и истории любого рассказчика, быстро учатся говорить, писать и читать. Они легко осваивают иностранные языки. В подростковом возрасте обожают читать и писать, делать стенгазеты, брать интервью и писать для школьной газеты, разгадывают словесные головоломки, рассказывают интересные истории. Важно, чтобы их обучение проходило в форме рассказа, дискуссии, совместного чтения книг. В современной школе делают сильный акцент на развитие именно этого типа интеллекта: дети в основном читают, слушают, пересказывают и говорят.

В какой профессии ребенок может реализоваться: писатель, сценарист, драматург, журналист, политик, корректор, переводчик.

Логико-математический

Эти дети испытывают страсть к числам и цифрам. Обычно они хорошо запоминают даты событий, номера телефонов, им нравится решать математические задачки, подсчитывать, вести учет. Они проявляют способности к анализу и синтезу, легко устанавливают причинно-следственные связи, стремятся к систематизации и порядку, легко оперируют абстракциями.

В какой профессии ребенок может реализоваться: математик, бухгалтер, программист, аналитик, ученый, детектив, логист, медик.

Визуально-пространственный

Эти детки отличаются тем, что часами могут играть деревянными или невыразительными куклами. Они с удовольствием собирают пазлы, любят игры с лабиринтами. Часто у них есть выдуманный друг. У них хорошо развито воображение, часто мечтают и обожают рисовать. Чувствуют цветовые сочетания, рано понимают, что с чем в одежде сочетается, а что нет. Подростки обычно успешны в геометрии, черчении, рисовании и естественно-научных предметах (физика, химия). У них развито пространственное мышление: хорошо запоминают места и детали окружающей обстановки, быстро читают таблицы и понимают диаграммы. Способны трансформировать пространство — сначала в голове, а потом сделать, например, перестановку мебели. Они видят мир под другим углом зрения, могут предложить несколько вариантов видения.

В какой профессии ребенок может реализоваться: все типы дизайнеров, архитектор, художник, мультипликатор, инженер, изобретатель, скульптор.

Телесно-кинестетический

Для этого типа тело — основной инструмент самовыражения. Движениями и танцем они расскажут о своих эмоциях лучше, чем словами. Инстинктивно они тяготеют к спорту, физическим нагрузкам, они здоровы, сильны, хорошо едят. У них развита мелкая моторика, поэтому им нравится мастерить и находить применение рукам. Любят выступать на сцене. Одной из главных фигур в окружении такого подростка станет тренер-наставник, который будет помогать достигать успехов. Способности этих детей развиваются в соперничестве и конкуренции, поэтому они острее реагируют на поражения и нуждаются в похвале и поддержке.

В какой профессии ребенок может реализоваться: актер, танцор, спортсмен, цирковой артист, клоун, инструктор по спорту, хирург, механик, скульптор, ремесленник, фотомодель.

Музыкальный

Такие детки чувствуют ритм, обладают хорошим слухом, тянутся к музыкальным инструментам. В подростковом возрасте громко слушают музыку, интересуются творчеством музыкантов, с удовольствием ходят на хор или в музыкальную школу. Они способны оценить музыку, быстро запоминают мелодии и воспроизводят их, поют вслух или про себя. Это сочинители и исполнители музыки, иногда раздражают окружающих тем, что начинают отстукивать или притопывать, когда чувствуют ритм.

В какой профессии ребенок может реализоваться: музыкант-исполнитель (пианист, барабанщик), композитор, дирижер, оперный певец, диджей, звукооператор, музыкальный критик, радиоведущий, музыкальный редактор.

Натуралистический

Эти дети тянутся ко всему живому, природа и животные — это их стихии. Им нравятся эксперименты с проращиванием зерен и наблюдение за их изменениями. Они обожают подолгу рассматривать букашек, муравейники, травы и цветы, любят возиться с животными, наблюдать за явлениями природы. В первобытном строе такие люди были отличными охотниками, лекарями, знатоками трав. В подростковом возрасте имеют хорошие оценки по биологии, химии, окружающему миру. Любят ходить в походы и участвовать в экологических акциях.

В какой профессии ребенок может реализоваться: эколог, ветеринар, геолог, исследователь морского дна, сейсмолог, археолог, генетик, лесник, фермер.

Экзистенциональный

Такие дети с детства отличаются высокой степенью осознанности, понимают свои чувства и могут управлять ими. Они здраво рассуждают, делают весомые умозаключения. Как правило, эмоционально сдержанны, застенчивы. Когда они вырастают, их начинают заботить вопросы жизни и смерти и прочие экзистенциальные вещи. Они способны выдвигать новые теории о происхождении мира и гипотезы о появлении разных национальностей. Интересуются духовными учениями и трудами философов. Они трезво стоят на ногах, способны прогнозировать и надолго планировать, умело управляют своими эмоциями, следуют инструкциям.

В какой профессии ребенок может реализоваться: психолог, психиатр, профессор и преподаватель философии, агитатор, священник, политик.

Межличностный

Это дети-коммуникаторы, они быстро устанавливают контакт с окружающими, знают, как понравиться, умело используют свое влияние. Хорошо чувствуют людей, их настроения и состояния, умеют быстро перестроиться. Уже с детства прекрасные переговорщики. В подростковом возрасте объединяют вокруг себя людей, становятся душой компании и лидерами, у них много друзей, потому что умны, общительны, обладают чувством юмора и харизмой. Для достижения своих целей используют вербальный и невербальный арсенал: слова, жесты, тело, рисунки. За счет умения чувствовать других людей могут оказать им помощь и поддержку.

В какой профессии ребенок может реализоваться: политик, педагог, оратор, переговорщик, дипломат, менеджер, директор, бизнес-тренер.

Что Вы думаете по этому поводу?

Альберт Эйнштейн в свое время сказал гениальную фразу: “Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по ее способности взбираться на дерево, она проживет всю жизнь, считая себя дурой”. А Говард Гарднер – американский психолог, вторя гениальному физику, определил феномен, известный как “множественный интеллект”. Гарднер установил, что существует 8 типов интеллекта, и важно вовремя выявить, какой из них доминирует у ребенка.

К сожалению, наша школьная система таким распознаванием не занимается. Более того, в школе упор делается всего на два типа интеллекта – детей делят на “физиков” и “лириков”, математиков и гуманитариев. А если интеллект ребенка не относится ни к одному из этих типов? Становится ясно, почему многие школьники не так успешны в учебе, как им хотелось бы (да что там греха таить – они ненавидят школу за сложности и свои неудачи). Когда наступят изменения в нашей школе, сложно прогнозировать, но мы с вами, родители, уже сегодня в силах помочь своему чаду найти себя и свой путь.

Теория желудя

Гарднер также ввел в обиход термин “теория желудя”, в центре которой – идея о том, что каждый человек наделен от природы потенциалом, которого хватит на то, чтобы быть успешным. Только важно раскрыть этот потенциал – помочь ребенку найти себя, дать поверить в то, что он тоже хороший, полноценный, только мыслит и усваивает информацию по-другому, по своему. Чтобы понять, к чему предрасположен ваш ребенок, и дать ему шанс в будущем себя максимально успешно реализовать, предлагает вычислить, какой у него тип интеллекта. Ваших наблюдений, подсказок воспитателей в детском саду и педагогов школы для этого будет достаточно.

Лингвистический

Дети с таким складом ума больше всего любят слушать и говорить. Они очень быстро начинают сыпать словами и целыми предложениями, на ура осваивают иностранные языки, обожают читать и рассказывать, писать сочинения и первыми тянут руку, если нужно высказать свое мнение на тему. С цифрами и фактами, как правило “говорунам” не так везет, как со словами.
Лучшая форма обучения: чтение, общение, дискуссия, обсуждение с перечислением фактов, имен, характеристиками участников (героев) и оценкой их поступков, анализ разных точек зрения и выводов, написание диктантов, аргументации на заданную тему.

  • писатель,
  • сценарист,
  • драматург,
  • журналист,
  • политик,
  • корректор,
  • переводчик.

Логико-математический

Эти “грызуны наук”, в отличие от лириков, наоборот, предпочитают говорить немного, зато испытывают страсть к числам, цифрам, задачам, головоломкам, ребусам. Они помнят все номера телефонов и даты, хорошо складывают в уме и не боятся даже в раннем возрасте делать покупки. В детстве любят складывать “половинки” номеров машин, подсчитывают, сколько дней осталось до того или иного события, любят порядок в игрушках книжках.
Лучшая форма обучения: задачи на логику, подсчет, использование вычисления с практической целью (рассчитать, сколько нужно денег на покупку гаджета или поездку за границу, сколько обоев нужно для комнаты и т.д.). Они проявляют способности к анализу и синтезу, стремятся к систематизации и порядку в своих вещах, легко оперируют абстракциями.

В какой профессии ребенка ожидает успех:

  • математик,
  • бухгалтер,
  • программист,
  • аналитик,
  • ученый,
  • детектив,
  • логистик,
  • медик.

Визуально-пространственный

Наверняка Малыш из сказки Астрид Ло Карлсоне был обладателем именно этого типа интеллекта. Такие дети чаще всего обретают воображаемых друзей, любят собирать сложные паззлы, рисуют, придумывают истории, продумывают в них яркие детали и создают по их мотивам рисунки. У визуалов с детства проявляется хороший вкус в одежде – даже в детском саду от выбирают, что надеть утром. В школе таким ученикам неплохо дается геометрия, черчение, география, физика, химия – те науки, где нужно ориентироваться в рисунках, картах, формулах, таблицах. Люди с таким интеллектом отлично ориентируются на местности.
Лучшая форма обучения: озадачивать рисовать новые объекты, новые земли, фантастических героев, героев произведений, просите предлагать несколько решений для одной задачи.

В какой профессии ребенок может быть успешным:

  • дизайнеров,
  • архитектор,
  • художник,
  • мультипликатор,
  • инженер,
  • изобретатель,
  • скульптор.

Межличностный

Вот они – лидеры в песочниц и заводилы на детских площадках. Дети с этим типом интеллекта с ранних лет обладают талантом общения, они легко могут установить контакт с любым ребенком и взрослым человеком, знают, как понравиться, чувствуют настроение и умеют манипулировать мнением. Проще говоря, они умеют веревки вить из людей и добиваться своего. Эти дети обладают живой мимикой, запоминающимися жестами, они как правило хорошо танцуют и изящно двигаются.
Лучшая форма обучения: чтение, участие в обсуждениях, написание сочинений, участие в самоуправлении школы, организация и участие в стендапах, квн-ах, школьных концертах, обучение в театральной студии.

В какой профессии ребенок может быть успешным:

  • политик,
  • педагог,
  • оратор,
  • переговорщик,
  • дипломат,
  • менеджер,
  • директор,
  • бизнес-тренер.

Музыкальный

Эти удивительные дети ловят музыку на лету – запоминают и придумывают свои мелодии, поют, быстро осваивают игру нескольких музыкальных инструментах. В общем, музыка окружает их со всех сторон и жить без нее они не могут. Подростки с музыкальным типом интеллекта постоянно слушают музыку, отлично разбираются в разных направлениях, ориентируются в творчестве культовых музыкантов, с удовольствием ходят в музыкальную школу.
Лучшая форма обучения: разумеется, музыкальная школа наряду с обычной или же с обучением на дому, экстернатом. В школе можно поручать музыкантам проводить концерты, выступать со своими сольными номерами, создать свою музыкальную группу.

В какой профессии ребенок может быть успешным:

  • музыкант-исполнитель,
  • композитор,
  • пианист (скрипач, барабанщик, гитарист и т.д.)
  • дирижер,
  • диджей,
  • звукооператор,
  • музыкальный критик,
  • радиоведущий,
  • музыкальный редактор.

Натуралистический

Когда думаешь о том, кто бы мог быть примером человека с таким интеллектом, сразу вспоминаешь известного зоолога писателя Джеральда Дарелла, исследователя морской фауны Жака Ива Кусто. В детстве люди с таким подобным типом интеллекта особой страстью проникаются к природе и животному миру. Они обожают изучать растения, насекомых, отмечают уникальные особенности, которые обычный человек не видит. В школе юных натуралистов привлекают природоведение и биология.
Лучшая форма обучения: поручить уход за домашними животными, выписать журналы о природе, создать библиотеку с природоведческой литературой, обеспечить домашним микроскопом и телескопом, ходить в турпоходы, организовать небольшой огород, где ребенок сможет сам выращивать растения.

В какой профессии ребенок может быть успешным:

  • эколог,
  • ветеринар,
  • геолог,
  • сейсмолог,
  • археолог, генетик,
  • лесник,
  • фермер.

Телесно-кинестетический

Дети с таким типом интеллекта выражают свои эмоции через свое тело: они с ранних лет тяготеют к спорту, танцам, физическим нагрузкам. Еще на детской площадке они дольше и активнее всех лазают по турникам и лестницам, не боятся высоты, активно прыгают, быстро бегают, громко говорят и смеются. У таких детей хорошо развита мелкая моторика, они любят мастерить, создавать разные поделки из теста и пластилина, бумаги, листьев, пуговиц – из всего, что попадается им под руку. Подростки как правило неравнодушны в публичным выступлениям: как с декларированию со сцены, так и к танцевальным, спортивным, театральным номерам.
Лучшая форма обучения: занятия в спортивной секции (легкая атлетика, танцы), в школьном возрасте хороший результат дает обучение в музыкальной школе, в кружке хореографии, в театральной студии. Таким подросткам нужна сцена и возможность выступать на школьных мероприятиях, поощрение декларирования и участия в диспутах на уроках.

В какой профессии ребенок может быть успешным:

  • актер,
  • танцор,
  • спортсмен,
  • цирковой артист,
  • клоун,
  • инструктор по спорту,
  • хирург,
  • механик,
  • скульптор,
  • ремесленник,
  • фотомодель,
  • организатор праздников.

Экзистенциальный

Такие дети кажутся серьезными не по годам, у них очень выразительный взгляд (как у взрослого), неспешная речь, интересные высказывания, не по годам конструктивные умозаключения Хотя дети с таким типом интеллекта обладают высокой степенью сознательности, понимают свои и чужие чувства, они часто не очень эмоциональны, застенчивы, кажутся замкнутыми. В школе подростки-экзистенциалисты много думают и говорят на возвышенные темы, думают о жизни и смерти, интересуются направлениями религии, их интересуют цитаты мудрых людей, теории и учения.
Лучшая форма обучения: позволить детям высказывать свои мысли и обязательно слушать их, дать возможность рассказывать о своих теориях, прогнозировать и планировать свои задачи, помогать проявлять разные эмоции.

В какой профессии ребенок может быть успешным:

  • психолог,
  • психиатр,
  • преподаватель,
  • философии,
  • священник,
  • политик.

Надеемся, наши подсказки по мотивам теории Говарда Гарднера помогут вам найти ключик к вашему ребенку, открыть его настоящий талант и помочь стать, если не гением, то непременно успешным человеком, который получает от познания мира истинное удовольствие.

Фото - Kseniya Forte

Читайте также:

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Чем дольше ребенок сидит перед телевизором, тем хуже его успехи

От рождения до года

Просмотрено

Малышу пол годика. Что он должен уметь в этом возрасте?

Все о воспитании, Истории, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Хорошо быть мамой, только дети мешают…