Вконтакте

Художественная резьба по камню занимает важное и значимое место среди народных художественных промыслов России. Борнуковский промысел самобытен, он отличается от других камнерезных промыслов.

Каждый мастер конечно же имеет свой «почерк», только ему присущие методы и формы. Кусок ангидрита-сырца мастер тщательно осматривает. Для обработки подходит только твердый материал - «со звоном», «камень в треску» (с трещинами) не годится.

Традиции резьбы

Существует много различных способов резьбы по камню. Борнуковские мастера применяют в основном объемную, но владеют и рельефной резьбой, а так же гравировкой.

Применение объёмной резьбы обусловлено традициями. Издавна из Борнукова камень отправлялся на отделку дворцов в Москву и Санкт-Петербург. Торговали каменными изделиями борнуковских ремесленников на Нижегородской ярмарке ещё до революции 1917 г.

Спрос был на фигурки людей, животных, канцелярские принадлежности. Очень красивы светильники.

Елена Комиссарова , CC BY-SA 3.0

Таким образом сложился определённый ассортимент продукции, ставший традиционным и имеющий анималистическое направление. С той поры и закрепилась слава борнуковских мастеров как скульпторов-анималистов.

Фигурки самых разных животных — домашних, диких, водившихся в окрестных лесах, и экзотических — львов и слонов — стали визитной карточкой камнерезной фабрики «Борнуковская пещера». За изделиями закрепился термин «борнуковская анималистическая игрушка».

Большое влияние на стиль и традиции резьбы в Борнуково оказали уральские мастера, поскольку именно они стали учителями местных умельцев.


Елена Комиссарова , CC BY-SA 3.0

Борнуковский ангидрид сам по себе, своей необычностью и красотой делает промысел отличным от других подобных.

Бело-розовый или голубоватый ангидрид - «небесный камень», его еще называют «нижегородский мрамор». Природный алебастр нежно-желтого и розового оттенка, с мягкой прозрачностью, изящным узором причудливых разводов и пятен.


Елена Комиссарова , CC BY-SA 3.0

Ещё одна разновидность - «марьино стекло», монокристаллический гипс с гладкой, блестящей, отливающей перламутром поверхностью. В старые времена его использовали вместо стекла. Волокнистый, с шелковистым блеском лунный камень селенит, образующий прожилки в глыбах мелкозернистого гипса или в глинах тоже очень красив. А вот для глазок и носиков животных используется чёрный камень стеарит.


Елена Комиссарова , CC BY-SA 3.0

Как это делается

Ремесло это не простое. Мастер должен хорошо владеть рашпилем, напильником, резцами и рядом других инструментов.

Этапы изготовления изделий

Технологическая цепочка изготовления изделий из камня на камнерезной фабрике «Борнуковская пещера»

  • Добыча камня на карьере, транспортировка на производство.
  • Распиловка глыб на пласты нужной толщины многопильной глыбовой пилой рамного типа.
  • Распиловка пластов на заготовки циркулярной пилой изделий по габаритным шаблонам.
  • Выпиловка изделия - выполняется по точному шаблону (изготовление «болванки») на ошкурочном станке.
  • Уточнение деталей, выявление форм на «болванке» с использованием круга лепесткового торцовочного, алмазного круга, твердосплавных фрез.
  • Рашпилование - основной инструмент рашпиль. уточнение, выравнивание форм, элементов.По окончании этой работы получается уже почти готовое изделие.
  • Подрезка -выполняется стамесками разного профиля. На этом этапе выявляются мелкие элементы, такие как: глаза, когти и так далее. Кроме того, подрезка дает визуальное разделение тех деталей которые не должны сливаться с общей формой изделия, такие как лапы, крылья, хвосты, дополнительные элементы. Кроме стамесок, для подрезания используется бормашина со сменными насадками – борфрезами.
  • Подрезка - это очень ответственная ступень в изготовлении изделия, так как после подрезки изделие приобретает законченный вид и дальнейшая корректировка его после подрезания нецелесообразна и не желательна. Чем выше квалификация мастера – тем точнее подрезка, соответственно, тем выше качество изделия.
  • Инкрустация – некоторые изделия, для улучшения визуального восприятия, инкрустируются камнем отличным по цвету от цвета камня из которого выполнено само изделие. Например белый медведь изготавливается из камня белого цвета, а глаза и нос инкрустируются в это изделие камнем черного цвета. Данная технология так же требует высокого профессионализма от мастера, ведь здесь важна очень точная подгонка инкрустируемого материала. Вспомогательные инструменты для инкрустации это стамески разных профилей, бормашина с различными борфрезами, рашпиль, электродрель и сверла.
  • Зачистка, предварительное шлифование - убираются следы от обработки рашпилем, формы становятся приятными на ощупь, гладкими. Для зачистки используется абразивные материалы, наждачная бумага и другие.
  • Финишное шлифование - производится на шлифовально – полировальном участке шлифовщицей – полировщицей. Шлифовка производится абразивными материалами в воде. Цель данной процедуры подготовка изделия к полировке и выявить рисунок камня.
  • Полирование - отшлифованное, высушенное после шлифования в воде, гладкое и чистое изделие полируется на полированном станке (бязевый полировальный круг и алмазная паста). Полирование придает изделию блеск, выявляет цвет и рисунок камня. Изделие приобретает законченность и товарный вид.
  • Парафинирование (вощение) - нанесение на изделие защитного покрытия. Эта операция производится для улучшения физических и механических свойств изделия. В результате оно приобретает пыле-грязе-влагоотталкивающие свойства, уплотняется поверхностная структура камня а так же, в полном объеме проявляется цвет и рисунок материала. На разогретое изделие наносят тёплый парафин и ещё нагревают, чтобы он лучше впитался.
  • Финишное полирование - завершенное изделие полируется на чистом бязевом полировальном круге (без добавления полировальной пасты). В этот момент удаляются излишки защитного покрытия и уплотняется структура поверхности изделия.
  • Тонирование - часть изделий из ассортимента фабрики тонируются. Тонировка придаёт изделию эффективность, выявляет порезку, а так же делает изделие более контрастным. Тонирование производится различными тонировочными пастами для камня, тонирующими пигментами использующимися в декоративно- прикладном искусстве. На фабрике придерживаются традиций народного камнерезного промысла и тонируют изделия по старинной технологии с помощью копоти получаемой от сжигания березовой бересты.

Фотогалерея




Творческий подход

Мастера творчески подходят к созданию изделия, используя разнообразие расцветок борнуковского ангидрита. Для фигурки белого медведя берётся белый камень, для белочки - коричневый или оранжевый, птичка будет сделана из розового или серого.

Широкий ассортимент

Помимо традиционных анималистических игрушек в Борнуково выпускается ряд изделий в технике мозаики из камня. Это красивые панно, картины, столешницы, шкатулки.

Пресс-папье, абажуры, шахматы и настольные кабинетные принадлежности.

Визитная карточка

В 1930 году по предложению приехавшего с Урала мастера Павла Леонтьевича Шальнова здесь, при местной артели, созданной под руководством Федора Ивановича Мельникова годом раньше, было открыто художественное камнерезное производство.

Вместе с П.Л. Шальновым с Урала приехали братья Бочкаревы, И.М. Батраков. П. Шальнов набрал в бригаду местных детей и стал обучать камнерезному делу по уральским образцам скульптуры малых форм. Под стать уральцам стали трудиться Александр и Константин Егорушины, Василий Дикушев. Их произведения отличались красотой отделки, правильностью обработки камня.

С той поры и закрепилась слава борнуковских мастеров как скульпторов-анималистов. Фигурки самых разных животных - домашних, диких, водившихся в окрестных лесах, и экзотических - львов и слонов - стали визитной карточкой камнерезной фабрики "Борнуковская пещера".

, Верхняя Пышма , Алапаевск , Верхняя Салда , Чусовой , Лысьва , Асбест , Верхний Уфалей , Заречный , а также камнерезными изделиями славится село Мурзинка . Помимо этого, в силу популярности изделий, почти в каждом городе Урала существует хотя бы одна поделочная мастерская, где работают мастера-камнерезы.

История

На Урале художественная резьба по камню зародилась в XVIII веке как сопутствующее металлобработке ремесло, а ужа к концу века по всему Уралу работало множество частных мастерских. Сырьём для камнерезов были местные камни (яшма, малахит, агат, кварц, сердолик, родонит, мрамор и другие), которые находили местные жители во время разведки новых месторождений руды.

После распада СССР, одной из первых частных камнерезных фирм в Екатеринбурге, стала фирма Дмитрия Емельяненко - "Яхонт и Ко".

Особенности

К XIX веку сложился определённый стиль Уральской резьбы по камню, появляется постоянный канон по изготовлению элементов в композициях. Например листья и корешки делались из змеевика, златоустовской яшмы, офита, реже - из малахита. Каждой ягоде соответствовал свой камень: чёрной смородине - тёмный агат, белой смородине - горный хрусталь, княженике - малиновый шерл (турмалин), малине - селенит и орлец (родонит), клубнике и землянике - сургучная яшма, крыжовнику - сердолик, морошке - янтарь или обожжёный красный коралл, винограду - аметист и иногда дымчатый кварц; малина, крыжовник и виноград делались из цельного камня, клубнику и землянику - тоже, но с тщательной разгранкой каждого зёрнышка; княженика - из мелких, соединенных мастикой шариков, белая смородина - из склеенных между собой двух полусфер с вырезанными внутри желобками.

В конце XIX - XX вв. и XXI веке одним из самых популярных сюжетов становятся Уральские народные сказы П. П. Бажова . По его сюжетам изготавливаются изделия из малахита с использованием металлов (чаще всего позолоченной бронзы) и россыпи различных полудрагоценных камней-самоцветов. Самые популярные из них - Хозяйка Медной горы , Данила-мастер за работой, а также так называемые каменные горы, которые чаще делались с башенкой на вершине, имитируя Лисью гору в Нижнем Тагиле , или гору Благодать в Кушве , или скалу с ротондой в селе Курьи и прочие известные горы и скалы Среднего Урала . Особой популярностью пользуются малахитовые шкатулки как из произведения «Хозяйка медной горы ». В 1970-х годах также начали изготавливать близкие народному искусству изделия бытового назначения, которые приобретают черты мини-скульптуры. К примеру пепельницы в виде пеньков с растущими около них грибами и папоротником.

Галерея

    Malachite items (Russia, 19 c).jpg

    Малахитовые изделия, 19 век

    Gemstones fountain grotto (1785-6).jpg

    Грот-фонтан из самоцветов. Екатеринбургская гранильная фабрика, 1785-1786 гг.

    Paperweight grapes (Fersman museum).jpg

    Пресс-папье. Екатеринбургская гранильная фабрика. Музей им. Ферсмана, Мурзинка

    Jupiter cameo (Russia, 1827-8).jpg

    Камея «Голова Юпитера в диадеме». Екатеринбургская гранильная фабрика, 1827-1828 г.

Напишите отзыв о статье "Уральская резьба по камню"

Примечания

Ссылки

  • [мастерская-новикова.рф/izdelia-iz-naturalnogo-kamnia.html Мастерская Новикова]

Отрывок, характеризующий Уральская резьба по камню

– Да ты не видела?
– Нет, право, я видела, – умоляющим о спокойствии голосом сказала она.
И графине и Соне понятно было, что Москва, пожар Москвы, что бы то ни было, конечно, не могло иметь значения для Наташи.
Граф опять пошел за перегородку и лег. Графиня подошла к Наташе, дотронулась перевернутой рукой до ее головы, как это она делала, когда дочь ее бывала больна, потом дотронулась до ее лба губами, как бы для того, чтобы узнать, есть ли жар, и поцеловала ее.
– Ты озябла. Ты вся дрожишь. Ты бы ложилась, – сказала она.
– Ложиться? Да, хорошо, я лягу. Я сейчас лягу, – сказала Наташа.
С тех пор как Наташе в нынешнее утро сказали о том, что князь Андрей тяжело ранен и едет с ними, она только в первую минуту много спрашивала о том, куда? как? опасно ли он ранен? и можно ли ей видеть его? Но после того как ей сказали, что видеть его ей нельзя, что он ранен тяжело, но что жизнь его не в опасности, она, очевидно, не поверив тому, что ей говорили, но убедившись, что сколько бы она ни говорила, ей будут отвечать одно и то же, перестала спрашивать и говорить. Всю дорогу с большими глазами, которые так знала и которых выражения так боялась графиня, Наташа сидела неподвижно в углу кареты и так же сидела теперь на лавке, на которую села. Что то она задумывала, что то она решала или уже решила в своем уме теперь, – это знала графиня, но что это такое было, она не знала, и это то страшило и мучило ее.
– Наташа, разденься, голубушка, ложись на мою постель. (Только графине одной была постелена постель на кровати; m me Schoss и обе барышни должны были спать на полу на сене.)
– Нет, мама, я лягу тут, на полу, – сердито сказала Наташа, подошла к окну и отворила его. Стон адъютанта из открытого окна послышался явственнее. Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи ее тряслись от рыданий и бились о раму. Наташа знала, что стонал не князь Андрей. Она знала, что князь Андрей лежал в той же связи, где они были, в другой избе через сени; но этот страшный неумолкавший стон заставил зарыдать ее. Графиня переглянулась с Соней.
– Ложись, голубушка, ложись, мой дружок, – сказала графиня, слегка дотрогиваясь рукой до плеча Наташи. – Ну, ложись же.
– Ах, да… Я сейчас, сейчас лягу, – сказала Наташа, поспешно раздеваясь и обрывая завязки юбок. Скинув платье и надев кофту, она, подвернув ноги, села на приготовленную на полу постель и, перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу. Голова Наташи привычным жестом поворачивалась то в одну, то в другую сторону, но глаза, лихорадочно открытые, неподвижно смотрели прямо. Когда ночной костюм был окончен, Наташа тихо опустилась на простыню, постланную на сено с края от двери.
– Наташа, ты в середину ляг, – сказала Соня.
– Нет, я тут, – проговорила Наташа. – Да ложитесь же, – прибавила она с досадой. И она зарылась лицом в подушку.
Графиня, m me Schoss и Соня поспешно разделись и легли. Одна лампадка осталась в комнате. Но на дворе светлело от пожара Малых Мытищ за две версты, и гудели пьяные крики народа в кабаке, который разбили мамоновские казаки, на перекоске, на улице, и все слышался неумолкаемый стон адъютанта.
Долго прислушивалась Наташа к внутренним и внешним звукам, доносившимся до нее, и не шевелилась. Она слышала сначала молитву и вздохи матери, трещание под ней ее кровати, знакомый с свистом храп m me Schoss, тихое дыханье Сони. Потом графиня окликнула Наташу. Наташа не отвечала ей.
– Кажется, спит, мама, – тихо отвечала Соня. Графиня, помолчав немного, окликнула еще раз, но уже никто ей не откликнулся.
Скоро после этого Наташа услышала ровное дыхание матери. Наташа не шевелилась, несмотря на то, что ее маленькая босая нога, выбившись из под одеяла, зябла на голом полу.
Как бы празднуя победу над всеми, в щели закричал сверчок. Пропел петух далеко, откликнулись близкие. В кабаке затихли крики, только слышался тот же стой адъютанта. Наташа приподнялась.
– Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери.
Ей казалось, что то тяжелое, равномерно ударяя, стучит во все стены избы: это билось ее замиравшее от страха, от ужаса и любви разрывающееся сердце.
Она отворила дверь, перешагнула порог и ступила на сырую, холодную землю сеней. Обхвативший холод освежил ее. Она ощупала босой ногой спящего человека, перешагнула через него и отворила дверь в избу, где лежал князь Андрей. В избе этой было темно. В заднем углу у кровати, на которой лежало что то, на лавке стояла нагоревшая большим грибом сальная свечка.
Наташа с утра еще, когда ей сказали про рану и присутствие князя Андрея, решила, что она должна видеть его. Она не знала, для чего это должно было, но она знала, что свидание будет мучительно, и тем более она была убеждена, что оно было необходимо.
Весь день она жила только надеждой того, что ночью она уввдит его. Но теперь, когда наступила эта минута, на нее нашел ужас того, что она увидит. Как он был изуродован? Что оставалось от него? Такой ли он был, какой был этот неумолкавший стон адъютанта? Да, он был такой. Он был в ее воображении олицетворение этого ужасного стона. Когда она увидала неясную массу в углу и приняла его поднятые под одеялом колени за его плечи, она представила себе какое то ужасное тело и в ужасе остановилась. Но непреодолимая сила влекла ее вперед. Она осторожно ступила один шаг, другой и очутилась на середине небольшой загроможденной избы. В избе под образами лежал на лавках другой человек (это был Тимохин), и на полу лежали еще два какие то человека (это были доктор и камердинер).
Камердинер приподнялся и прошептал что то. Тимохин, страдая от боли в раненой ноге, не спал и во все глаза смотрел на странное явление девушки в бедой рубашке, кофте и вечном чепчике. Сонные и испуганные слова камердинера; «Чего вам, зачем?» – только заставили скорее Наташу подойти и тому, что лежало в углу. Как ни страшно, ни непохоже на человеческое было это тело, она должна была его видеть. Она миновала камердинера: нагоревший гриб свечки свалился, и она ясно увидала лежащего с выпростанными руками на одеяле князя Андрея, такого, каким она его всегда видела.
Он был таков же, как всегда; но воспаленный цвет его лица, блестящие глаза, устремленные восторженно на нее, а в особенности нежная детская шея, выступавшая из отложенного воротника рубашки, давали ему особый, невинный, ребяческий вид, которого, однако, она никогда не видала в князе Андрее. Она подошла к нему и быстрым, гибким, молодым движением стала на колени. Искусство камнерезов Урала и Сибири

Камнерезное искусство/Stone carving art - искусство резьбы по камню — это использование воображения и мастерства обработки камня для создания эстетических объектов — камнерезных изделий, эстетика которых может быть разделена с окружающими.

Russian troika. Stone cutting artwork by Ural masters

Камнерезное искусство являет собой жанр декоративно прикладного искусства. Декоративное проявление обработки камня называется камнерезным делом, а создание уникальных по красоте и сложности декоративных изделий из камня - камнерезным искусством. В современном камнерезном искусстве, чаще всего используются цветные твёрдые полудрагоценные поделочные камни.

Малахитовые изделия, 19 век

Камнерезное искусство зародилось в самые древние времена и является одним из древнейших материальных проявлений культуры, когда камень был основным материалом для большинства вещей. Основными центрами зарождения камнерезного искусства являются: Китай, Америка, Европа и Россия.


В России камнерезное искусство зарождается в начале XVIII века на Урале, когда царь Пётр I в 1720 году назначил Татищева Василия Никитича первым горным начальником уральских и сибирских заводов, а размах строительства в Петербурге и его окрестностях обусловил заказы на архитектурные детали, предметы интерьеров и декора. Примерно в то же время в XVIII веке, следом за Уралом, активное развитие обработки камня зародилось и в самом Петербурге вследствие создания Петергофской гранильной фабрики.


Уже в 1774 году Екатеринбургская гранильная фабрика выросла в мощное предприятие по переработке самоцветов. Произведения уральских камнерезов того времени украшали интерьеры царских резиденций, элементы которых сегодня представлены в Эрмитаже. Зарождение в Екатеринбурге одного из крупнейших мировых центров обработки цветного камня было обусловлено минералогическим богатством Уральских гор.


Николай Дмитриевич Татауров, учащиеся ХПУ № 42. Композиция "Урал кует победу"

Свердловск, 1948 г. Собрание Музея уральского профессионального училища "Рифей"

История. Самоцветная карта Франции



Платиновые реки, самоцветные берега. Карта Франции, выполненная уральскими мастерами на гранильной фабрике, стала подарком Российского государства - Франции по окончанию всемирной выставки в Париже в 1900 году. 86 регионов из поделочных камней. В роли столиц - турмалины, аметисты, алмазы, сапфиры и изумруды. Ювелирная работа была сделана за два года и стоила командиру гранильной фабрики испорченного зрения. Оригинал карты сейчас хранится во Франции, а её точная копия находится в музее истории камнерезного искусства в Екатеринбурге.

Над копией трио мастеров Жуков-Устьянцев-Казаненко, как и сто лет назад их предшественники, трудились два года. Вместо платиновых рек пустили серебряные, а вот камни использовали те же самые. Разве что несколько особенно крупных бриллиантов пришлось заменить фианитами. И рама у карты - тоже облегчённый вариант. Оригинальная была на мраморной основе.

Камея «Голова Юпитера в диадеме». Екатеринбургская гранильная фабрика, 1827-1828


В 1851 году Россия впервые участвовала во Всемирной выставке в Лондоне. С тех пор уральские самоцветы узнали и полюбили во всем мире.


Камнерезная мастерская «Святогор». Письменный прибор

Денис Давыдов и крестьянин-партизан. 2012


Основные центры камнерезного искусства — города Екатеринбург, Нижний Тагил, Челябинск, Пермь, Магнитогорск, Новоуральск, Кунгур, Берёзовский, Верхняя Пышма, Алапаевск, Верхняя Салда, Чусовой, Лысьва, Асбест, Верхний Уфалей, Заречный, а также камнерезными изделиями славится село Мурзинка.



Объёмная мозаика . Так называют наборные фигурки, сложенные из нескольких видов обработанных камней различных пород. Разнообразные сочетания цветов и фактур открывают богатейшие эстетические возможности. Детальная, мельчайшая проработка элементов позволяет отходить от известной условности в каменном воплощении образов и обращаться к натуралистичным трактовкам.


Поиск и сочленение таких элементов в одной скульптуре — большая и кропотливая работа. Поэтому крупные композиции, фактически, невозможно скопировать. И дело даже не столько в сложности исполнения, сколько в неповторимых чертах природного камня. В результате на свет является не просто обработанный минерал и не просто воплощенный в материале эскиз. Перед зрителем предстает сложное произведение, в котором всё пронизано тонким взаимным притяжением, соединяющим многочисленные детали объемной мозаики в целостный художественный образ.



Каменное ягодное пресс-папье, до 1860 года, музей им. Ферсмана, Мурзинка

Работа иркутского камнереза Александра Белобородова «Морской пёс»

Эта работа сейчас украшает выставку в Государственном историческом музее






Камнерезное искусство в России получило особенно интенсивное развитие в XVIII–XIX веках. Значительную роль в этом процессе сыграло активное освоение Урала - одного из самых своенравных регионов России и источника диковинных камней. Уральский горный хребет, давший название этой местности, разделяет Европу и Азию и открывает бескрайнюю Сибирь. Исторически развитие этой местности связано с горным делом. Вполне естественно, что столь разнообразные минералы и породы спровоцировали огромный интерес к камнерезному искусству.

Как все начиналось

Развитие Урала и уральских городов тесно связано с промышленностью. В XVIII веке шло стремительное освоение территорий на востоке страны, строились заводы и поселения вокруг них, открывались залежи полезных ископаемых и, конечно, все новые и новые минералы.

К 1726 году здесь уже работали камнерезы-самоучки, в помощь которым приглашали европейских специалистов. Уральцы довольно быстро совершенствовались в своем мастерстве. По-настоящему поворотным стал 1751 год, когда профессионалы нескольких мастерских перешли на Екатеринбургскую гранильную фабрику. За считаные десятилетия было освоено множество жанров и способов обработки камня. Постепенно мастера начали декорировать свои изделия необязательными (с точки зрения функциональности) элементами. И на протяжении XIX столетия камнерезное направление в искусстве неуклонно развивалось: разрабатывались мотивы, шлифовались техники, расширялся спектр применения камня. Виноград из аметиста, смородина из обсидиана, земляника из шлака - используя особенности фактуры каждого камня, мастера учились «оживлять» его.

Все последующее столетие камнерезное направление в искусстве неуклонно развивалось: разрабатывались мотивы, шлифовались техники, расширялся спектр применения камня. На Урале выросло не одно поколение блестящих мастеров, заказы которым поступали из столиц: к концу XIX века в Екатеринбурге насчитывалось более сотни умельцев.

Герои своего времени

Многим известно имя Карла Фаберже (1846–1920). Несмотря на то что наибольшую славу ему принесли ювелирные произведения возглавляемой им компании, тем не менее именно под его руководством в 1908 году создавались первые русские наборные фигуры. Фирма Фаберже сотрудничала с Екатеринбургской гранильной фабрикой: на Урале закупались камни, заказывались образцы, мастеров приглашали для работы над крупными проектами. Примечательный факт: первые фигурки из каменной серии «Русские типы» по эскизам приглашенного художника воплощали мастера из уральского города Екатеринбурга. Более того, камнерезное ателье в структуре мастерских Фаберже началось с появления в штате уральцев.

Вокруг каменного дела Урала сложилось немало легенд. Одна из них, например, - о горном мастере Даниле Звереве (1858–1938). Мастерство и интуиция этого горщика вызывали восхищение современников: говорили, будто он издали чувствовал, где именно скрыто месторождение самых ценных самоцветов в горах. Его работоспособность и твердый характер принесли достойные плоды: упорно работая и постигая секреты горного дела, он занимался оценкой драгоценных камней, консультировал знаменитых ученых и выполнял заказы для Москвы и Петербурга.

Однако наибольший интерес, бесспорно, представляет творчество Алексея Козьмича Денисова-Уральского (1864–1926) - потомственного резчика по камню. Любовь к камню и умение с ним обращаться ему привил отец - рабочий-горщик и художник. Денисову-Уральскому не было и тридцати, когда его работы по камню стали получать признание и награды в России и за ее пределами: на выставках в Москве, Копенгагене и Париже. Именно он первым публично заговорил о проблемах добычи каменных залежей на Урале, представляя возможности региона на различных крупных мероприятиях. Этот художник и мастер сделал существенный вклад не только в развитие, но и в популяризацию уральского камнерезного искусства.

Урал кует победу

Во все времена эффектность и долговечность произведений из камня обеспечивали им востребованность. Так, уже при cоветской власти многочисленным мастерам государственного треста «Русские самоцветы» был поручен ответственный проект - мозаичное панно «Индустрия социализма» размером 5910 х 4500. В частности, уральские камнерезы резали пластины для набора мозаики и гранили камни. Пожалуй, сопоставимых по масштабу творений из камня в Новом времени немного.

Новый импульс развитию камнерезного искусства на Урале придало открытие в Свердловске художественно-ремесленного училища, которое в наше время было переименовано в «Рифей». В первые годы его воспитанники под руководством мастера Николая Дмитриевича Татаурова (1887–1959) создали композицию «Урал кует победу», впервые соединив в одном произведении плоскую, рельефную и объемную мозаику. В произведении запечатлены уральские рабочие в разгар труда; и этот сюжет органично соединяется с темой преемственности мастерства и освоения уральских богатств.

Так в учебной программе колледжа появилось направление объемной мозаики. Однако к настольной скульптуре обращались не так часто, как хотелось бы. Не в последнюю очередь - из-за трудоемкости техники: не так просто изобразить в камне нюансы мимики и одежды. Это требовало инновационного оборудования, профессиональных подходов и владения композицией, анатомией.

Достижения нового времени

К началу XXI века мастера получили выход на свободный рынок минералов и активно осваивают передовые технологии обработки камня, сохраняя лучшие традиции этого благородного мастерства. Можно утверждать, что на Урале сложилась собственная манера: в работах - все меньше условности и стилизации. Теперь мастерам важно запечатлеть в камне не только ситуацию с участием нескольких персонажей, но передать характер каждого через мимику и позу, проработать эмоцию.

Эта кропотливая работа состоит из множества этапов: создания модели, подбора камней, обработки и раскрытия свойств каждого камня, составления мозаики и других. Мастера идут по пути усложнения формы и содержания: на смену статичным образам приходят сюжетные композиции, а масштаб произведений увеличивается. При этом меньше используются элементы из ювелирных камней или эмалей, и эта «каменная чистота» также стала своеобразным знаком отличия уральской манеры.

Художник от природы

Камень - благородный и самодостаточный материал, обладающий своей необъяснимой магией. Без умения ее прочувствовать и передать зрителю в камнерезном деле работать невозможно. С опытом приходит особое чутье и виртуозность: минерал будто сам ведет руку мастера, подсказывая путь через природную неоднородность, вкрапления, неровности.

В этом - основная красота произведений из цельного камня. Необработанная глыба может напоминать будущее произведение едва уловимым намеком, увидеть и прочитать который способен только специалист. Раскрывая сущность монолита, камнерез выводит сначала очертания, а потом и небольшие детали, чтобы перед зрителем предстала узнаваемая, правдоподобная фигурка.

Одним из характерных примеров в нашей экспозиции стала скульптура «Пан» (см. раздел выставки), составленная из крупных блоков обработанного агата. Кропотливая, тщательная работа мастера обнажила скрытый потенциал, превратив природную неоднородность материала в безусловное художественное достоинство. Более того, когда мастер прорабатывал фигурку барана, тоже из цельного камня, именно там, где была запланирована мордочка животного, вдруг проступила крохотная белая линзочка: инородное вкрапление оказалось ровно там, где должны были появиться зубы, и каменное животное вдруг само «заулыбалось». О таких удивительных совпадениях мастера могут рассказать не один десяток историй. Как и о том, что порой прямо во время исполнения работы меняется замысел: по мере обработки в камне проступает немного другая фигура, отличающаяся от авторской задумки, и только чуткий, внимательный мастер может обратить на это внимание.

Объемная мозаика

Большинство представленных работ выполнены в технике объемной мозаики. Так называют наборные фигурки, сложенные из нескольких видов обработанных камней различных пород. Разнообразные сочетания цветов и фактур открывают богатейшие эстетические возможности. Детальная, мельчайшая проработка элементов позволяет отходить от известной условности в каменном воплощении образов и обращаться к натуралистичным трактовкам.

Уральские камнерезы, очевидно, отдают предпочтение этой сложной технике и с удовольствием расширяют ее возможности. В частности, в их творчестве появляются многофигурные композиции и жанровые сценки. Особой популярностью пользуются у мастеров сказочные и мифологические сюжеты: в силу своей неизбывности и архетипичности подобные старинные образы органичны в твердом материале.

Работая с объемной мозаикой, мастера по-прежнему стремятся «раскрыть» потенциал камня в каждой отдельной детали. Взглянув на фигуру Кощея (см. раздел выставки), невозможно не обратить внимание на то, насколько правдоподобным выглядит лицо персонажа. Красные прожилки, трещинки в фактуре камня оказались как нельзя кстати для передачи старческой, сухой кожи болезненно худого Кощея. Особенности удачно подобранного материала становятся выразительным средством художника.

Поиск и сочленение таких элементов в одной скульптуре - большая и кропотливая работа. Поэтому крупные композиции, фактически, невозможно скопировать. И дело даже не столько в сложности исполнения, сколько в неповторимых чертах природного камня. В результате на свет является не просто обработанный минерал и не просто воплощенный в материале эскиз. Перед зрителем предстает сложное произведение, в котором все пронизано тонким взаимным притяжением, соединяющим многочисленные детали объемной мозаики в целостный художественный образ.







Люблю людей, влюбленных в камни!
Шлифуя мраморный излом,
Они беседуют с веками,
Как с земляками за столом.
И обнаруживают в яшме
Нерукотворные цветы
И величавые пейзажи
Неповторимой красоты.
Морские волны малахита
Для них ведут с ветрами спор,
Им дарит небо лазурита
Дыханье мира и простор.

Резьба по камню – один из самых старинных народных художественных промыслов. Камнерезное искусство в России было развито еще в IX – XII вв. До XVII в поделочный цветной камень в России не добывали, а привозили из Византии, Средней Азии и различных стран Западной Европы. Только начиная с XVII в. в России появляются свой цветной камень и самоцветы. Примерно с 1635 г.в предгорьях Урала были открыты медные руды, малахит, а еще раньше здесь были обнаружены «узорчатые каменья» - сердолики, агаты, яшмы.

В 1725 г. по указу Петра I в Петергофе была основана первая гранильная фабрика, куда со всех концов России привозили разнообразные поделочные камни. В 1726 г. в Екатеринбурге, район которого изобиловал месторождениями цветных камней, открывается вторая такая фабрика. Вокруг Екатеринбургской гранильной фабрики возникли небольшие мастерские по обработке цветных камней. Через 60 лет организуется третья государственная гранильная фабрика – Колывановская. В XIX - XX вв. ювелирные изделия из цветного камня Петербургской фирмы Фаберже получили всемирную известность.

В советское время художественной обработкой камня занимаются во многих районах России: в Свердловской, Пермской, Горьковской областях, в Алтайском, Красноярском и Краснодарском краях. В небольшом количестве художественные камнерезные изделия выпускают в Архангельской и Челябинской областях.

Уральская резьба по камню.

Уральские горы
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.
В страну, где не счесть
Драгоценных камней,
В страну работящих
И добрых людей.

Уральская резьба по камню - один из традиционных русских народных промыслов, зародившийся на Урале в XVII веке и процветает до сих пор. Резьбой по камню занимаются по всему Уралу, особенно широко промысел развит на Среднем Урале, основные центры камнерезного искусства - города Екатеринбург, Нижний Тагил, Челябинск, Пермь, Магнитогорск, Новоуральск, Кунгур, Берёзовский, Верхняя Пышма, Алапаевск, Верхняя Салда, Чусовой, Лысьва, Асбест, Верхний Уфалей, Заречный, а также камнерезными изделиями славится село Мурзинка. Помимо этого, в силу популярности изделий, почти в каждом городе Урала существует хотя бы одна поделочная мастерская, где работают мастера-камнерезы.



На Урале художественная резьба по камню зародилась в XVIII веке как сопутствующее металлообработке ремесло, а уже к концу века по всему Уралу работало множество частных мастерских. Сырьём для камнерезов были местные камни (яшма, малахит, агат, кварц, сердолик, родонит, мрамор и другие), которые находили местные жители во время разведки новых месторождений руды. В 1726 году на Урале были основаны первые мастерские по обработке камня. В 1765 году в Екатеринбурге на базе местных мастерских создана «Екатеринбургская гранильная фабрика». Фабрика одновременно являлась центром камнерезного дела, промышленным комплексом по добыче и обработке цветного камня и профессиональным училищем для многих поколений мастеров. В XVIII - первой половине XIX вв. на фабрике были освоены практически все способы обработки камня. Здесь делали художественные надгробья, интерьерные вазы, столешницы, камины, пирамиды и торшеры, геммы («аттики»), а также мелкая декоративная пластика и предметы быта: чарки, подносы, пуговицы, рукоятки кортиков, табакерки, флакончики, настольные печатки, чернильницы и прочее.

К XIX веку сложился определённый стиль Уральской резьбы по камню. В конце XIX-XX вв. и XXI веке одним из самых популярных сюжетов становятся Уральские народные сказы П. П. Бажова. По его сюжетам изготавливаются изделия из малахита с использованием металлов (чаще всего позолоченной бронзы) и россыпи различных полудрагоценных камней-самоцветов. Самые популярные из них - Хозяйка Медной горы, Данила-мастер за работой, а также так называемые каменные горы, которые чаще делались с башенкой на вершине, имитируя Лисью гору в Нижнем Тагиле, или гору Благодать в Кушве, или скалу с ротондой в селе Курьи и прочие известные горы и скалы Среднего Урала. Особой популярностью пользуются малахитовые шкатулки как из произведения «Хозяйка медной горы». В 1970-х годах также начали изготавливать близкие народному искусству изделия бытового назначения, которые приобретают черты мини-скульптуры. К примеру пепельницы в виде пеньков с растущими около них грибами и папоротником.



Традиции изготовления накладной мозаики с рельефным натюрмортом сохранялись на протяжении всего XX столетия. Произведения XX века приобретают авторскую индивидуальность: в отличие от мастеров прошлых веков, мастер был свободен в выборе материала и метода его обработки. Композиции становятся более лаконичнее: как правило используется один вид растительности, исключены и трудоёмкие операции, кроме того детали чаще стали вырезаться из целого камня. Такой вид мозаики получил наибольшую популярность среди камнерезов Нижнего Тагила, в частности в мастерской камнереза В. М. Васильева.

Книги об искусстве резьбы по камню:

Прекрасное – своими руками / Сост. С.С. Газарян; цв. фото Н.Зимина. – Москва: Детская литература, 1979. – 158 с., ил. (Серия «Знай и умей»).

В книге рассказывается о возникновении и развитии народных художественных ремесел в нашей стране, в том числе и искусстве резьбы по камню. В каждом очерке дана краткая технология работы.

Художественные изделия из камня // Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры: учеб. для ПТУ / Р.А. Бардина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Высшая школа, 1990. - С.87-106.

Статья знакомит читателей с историей возникновения одного из самых старинных народных художественных промыслов – резьба по камню. Рассматриваются камнерезное искусство Урала, Алтайского края, Архангельского и др.

Художественная обработка камня // Уткин, П.И, Королева Н.С.Народные художественные промыслы. – Москва: Высшая школа, 1992. – С. 63-72.

Статья знакомит с искусством народного художественного промысла резьбы по камню.