Никита Джигурда дико ревновал Марину к Гордону и Суханову, а по ночам водил на кладбище

На канале «Россия» продолжается показ сериала «Все только начинается». Одну из заметных ролей там играет нечастая гостья на экране - прима Театра им. Вахтангова Марина ЕСИПЕНКО. Совсем скоро Марина Николаевна отметит 50-летие, с которым, конечно, ее готовится поздравить супруг - знаменитый бард Олег МИТЯЕВ. Предыдущий спутник жизни актрисы - Никита ДЖИГУРДА - тоже не захотел оставаться в стороне от важной даты и через нашу газету поделился воспоминаниями о непростых, но счастливых совместно прожитых годах. К Никите присоединились и другие не посторонние для Марины люди.

Мы с Мариной однокурсники по Щукинскому училищу, - начал рассказ Джигурда. - Встретились в 83-м при поступлении, когда Есипенко нашему мастеру Евгению Симонову на вопрос «Для чего вы пришли в театральный вуз?» прямо ответила: «Чтобы стать гениальной актрисой!» Это отличалось от того, что говорили другие, и я сразу понял, что она будет моей! Ненакрашенная, независимая, гордая, настоящая сибирячка. Я взял ее на абордаж!
Подруга Марины по ее родному Омску, режиссер Елена Шиляева, хорошо помнит те годы:
- До поступления в Щуку мы играли в самодеятельном Омском народном театре поэзии у Любови Ермолаевой. Еще на родине Марина (дочь медсестры и водителя «скорой помощи») стала примой, гениально исполняла роль в «Утиной охоте». Из девяти человек, кто у нас поступал из Омска в те годы, только Есипенко выросла в настоящую звезду. Правда, прошла она лишь на второй год. В бытовом плане тогда приходилось туго: мы питались только макаронами, денег вообще не было, как возвращались после экзаменов из Москвы домой, одному Богу известно! Спасибо добрым людям за помощь. И это при том, что мы обе были еще практически детьми, такие наивные, чистые. До Джигурды у Марины никого и не было, а с ним случился бурный роман, растянувшийся на 12 лет.

Сам Никита тоже не скрывает, что взял девушку нецелованной:

Марина оказалась единственной девственницей в моей жизни. Я их - ни до нее, ни после - никогда не трогал, потому что очень ответственный товарищ. А вот перед Есипенко не устоял. Наш мастер Симонов мне говорил, что, если бы не я, Маринку из вуза быстро отчислили: поначалу она вела себя дико - такая отчаянная целомудреница, но очень настоящая! Она по-своему воспринимала эту студенческую ерунду, мы ходили в Театр на Таганке, бегали по крышам, гуляли ночью по Ваганьковскому кладбищу, куда приходилось перелезать через забор (там похоронен кумир Джигурды - Владимир Высоцкий, у могилы которого Никита часто пел его песни. - Г. У.). При мне Марина расцвела. На втором курсе ее взяли в Театр Вахтангова на роль принцессы Турандот - вот что с ней любовь ко мне сделала!
По словам короля эпатажа, со временем на его спутницу стали обращать внимание другие однокурсники, теперь - весьма известные:
- Саша Гордон (с ним Марина играла отрывки из «Чайки». - Г. У.) был в нее влюблен. Но я всегда оказывался рядом: молодой, горячий, мог начистить рожу кому хочешь. А потом мы втроем - я, Марина и Гордон в 1985 году подняли бунт против парторга нашего вуза. Не нравилось, как нам промывают мозги, и мы смогли добиться снятия этого партийца. Уникальная ситуация для того времени! Осмелев, мы написали письмо в Министерство культуры, пытаясь добиться замены руководства нашего института. Марина отчаянно бросалась на приходящих на беседу кагэбэшников с криками: «Фашисты, негодяи!» После этого еще больше наших мальчишек стало на нее засматриваться.

Никита уверяет, что еще одним его соперником оказался Максим Суханов:
- Во время репетиции спектакля «Стакан воды» у Марины и Максима начался, как бы это помягче сказать, флирт. На тот момент мы с Есипенко уже лет пять были вместе. И тут, продолжая любить друг друга, расстались на полгода. Конечно, она вольна была экспериментировать с кем угодно, из-за того что, возможно, с первым мужчиной ей и скучновато стало, и захотелось другого опыта. Но спустя несколько месяцев сошлись опять. Она призналась мне в любви, и еще лет шесть мы были вместе.

Сама Марина несколько лет назад в интервью моей близкой подруге - Инессе Ланской - рассказала о своих взаимоотношениях с Джигурдой:
- Вот я себя иногда спрашиваю: «Как прожила столь долгое время с Никитой?» Да, он - моя первая большая любовь. И я, как всякая правильная девочка, считала, что это навсегда. Впрочем, что ни делается, все к лучшему. Если бы я не имела такого предыдущего опыта, не понимала бы, какое счастье у меня сейчас с Олегом Митяевым. С Никитой-то мы жили сначала в общежитии, потом скитались по коммуналкам. Может, отношения с ним стали для меня испытанием, посланным свыше?
С этими словами согласна и приятельница нашей героини Елена Шиляева:
- Никита взрывной, импульсивный, а двое таких - это много. Джигурда сам то уходил от Марины, то возвращался. А она никогда его ни в чем не упрекнула. Это о многом говорит!

Полеты во сне и наяву

При знакомстве Марина дала мне журнал, где была напечатана знаменитая повесть-притча Ричарда Баха «Чайка по имена Джонатан Ливингстон», - поведал Джигурда. - Она сказала «Это про тебя, почитай». Оказалось, и правда про меня. Я и по сей день живу в безбашенном полете, а Маринка выбрала другое - семью, материнство. Увы, после разрыва со мной Есипенко не сыграла ни одной весомой роли - ни в театре, ни в кино. Все это не идет ни в какое сравнение с ее образами Турандот, Клеопатры, что она воплощала при мне.
Именно я ее познакомил с Митяевым. Это случилось, когда мы уже расстались. А то, что она ушла от меня к нему, как пишут в газетах, такого не было. Олег мне должен ящик шампанского за то, что я ему воспитал такую женщину! А ей самой я очень благодарен за то, что она была в моей судьбе и книгой Баха направила меня в космос. При расставании я Есипенко сказал, что не надо бояться эзотерики и того, что я уходил в 20-дневное голодание. Я просто хотел постичь, что постигали великие Пифагор, Платон, Сократ. Психология Блаватской и Рериха интересовали меня и 20 лет назад, и сейчас, а Марину - нет. Есипенко умоляла меня прекратить заниматься всем этим, дескать, от лукавого, от сатаны. Окружающие ей то же самое жужжали. Наших разговоров Марина боялась как огня, а вот свою нынешнюю жену Анисину я пленил этим полетом, действиями духовной «Камасутры»!
Конечно, не все дамы готовы поддаться подобному напору, и Есипенко порой с жалостью говорит о других женщинах Джигурды. А вот о своем муже Олеге Митяеве - всегда с восхищением:
- Мы познакомились с Олегом в Сочи на фестивале. Он на тот момент был женат. Но, как всякий благородный человек, он никогда и ничего себе бы не позволил, если б в его той семье отношения не исчерпали себя. С бывшей женой Олега мы не общаемся. Думаю, она меня не простила, на что имеет полное право. У Митяева есть трое сыновей от предыдущих отношений. А у нас родилась дочка Даша. И я счастлива, что именно тогда мне Бог послал ребенка, а не раньше. Всему свое время.


Джигурда считает, что у Есипенко и Митяева замечательный брак:

Я видел их по ТВ, как они великолепно поют вместе. Хотя Митяев мало повлиял на жену, ведь у нее были задатки гениальной актрисы, а он вкладывался в себя, в семью, а не в нее конкретно. У них хорошая дочка. Думаю, я бы Даше понравился! Накануне 50-летия Марине я пожелаю сыграть в антрепризном спектакле со мной. Уверен, получится великолепно!
Наталья Меньшикова, помощник многих легендарных режиссеров из родного для Есипенко Театра им. Вахтангова, считает, что у Марины все впереди:
- Петр Фоменко называл ее не актрисой, а «брызгами шампанского». Я с ним полностью согласна. У актеров многое зависит от удачи, а Мариночке она всегда сопутствовала в профессии. К тому же она хорошая мама, жена, дочка. Очень горестно, что совсем недавно ушла из жизни ее мама Мария Григорьевна, до этого она тяжело болела. Марина заказала для нее специальные ходунки, надеялась, что мама поднимется. Но, увы, Мария Григорьевна так и не успела ими воспользоваться.
Жизнерадостный Иван Шабалтас, с которым наша героиня снималась в сериале «Все только начинается», буквально потерял от нее во время работы голову:
- Мариночка - потрясающая женщина. По фильму я влюблен в нее. Да и в жизни, когда Есипенко впервые увидел на сцене Вахтанговского театра, влюбился, о чем она знает. И пусть Олег не ревнует!
В картине мы жили только на приколах: выпендривались, постоянно хохотали, расставаться было тяжко... 50 лет - немного. В этом возрасте женщина еще совсем ребенок.

Цитата

Олег МИТЯЕВ в интервью Первому каналу:
- Конечно, хотелось, чтобы у меня была скромная трудолюбивая покладистая деревенская женщина с пирогами, но досталась вот такая: яркая, привередливая, со своими представлениями. И приходится как-то подстраиваться. В таких женщин, как Марина, обычно влюбляются, а женятся на других. А мне не повезло, я и влюбился, и женился на ней же и вот теперь живу.

Среди всех известных бардов Олег Митяев, биография которого теперь связана с Москвой, стоит как-то особняком. Во-первых, он очень популярен, причем не только у поклонников авторской песни - его, без преувеличения, знают все. А во-вторых, количество песен, написанных им, очень велико, а исполняют их, кроме него самого, любимые певцы - Валерия и Сергей Безруков, Шуфутинский и Лолита.

Клипы песен «Крепитесь, люди! Скоро лето!» и «Лето - это маленькая жизнь» и сейчас показывают по телевизору, а было время, когда они вообще не сходили с экранов, занимая первые строчки в рейтингах популярности. Что уж говорить о песне «С добрым утром, любимая!»

Родной город

Олег Митяев, биография которого началась в городе Челябинске, появился на свет 19 февраля 1956 года. Семья была смешанной: отец - русский, мать - мордовка. Есть у Олега старший брат Станислав. Отец Олега Григорьевича был рабочим, и 35 лет (завербовали его в 16-летнем возрасте) отработал на Челябинском трубопрокатном заводе. Мама была домохозяйкой и главой семьи - ее слушались все. Отец умер довольно рано (ему было всего 54 года) - тяжелая работа и склонность к выпивке не способствуют долголетию.

Зато Олег, насмотревшись на все прелести жизни выпивох, хотя отец не был запойным, вина в рот не брал до 30 лет вообще. Семья Митяевых была дружной и правильной (например, здесь никогда не приучили к труду с малолетства.

Школьные годы

Челябинский мальчишка Олег Митяев, биография которого до определенного возраста была типичной для всех мальчишек из рабочей среды тех времен, большую часть времени проводил во дворе, который все-таки был не совсем обычным - всемирно известные хоккеисты и Сергей Стариков тоже выросли там. Олег Митяев учился в нескольких школах Челябинска - № 59, 55, 68... Оценки у него были удовлетворительные, мальчишка мечтал стать собаководом, но... под впечатлением любимого «Марша монтажников» поступил после средней школы в монтажный техникум, где столкнулся с сопроматом и сразу понял, что эта настоящая мужская профессия не для него. Но специальность он получил.

Совсем не бард

В то же время Олег серьезно увлекался плаванием, и тренер добивался его освобождения от армии, потому что паренек подавал надежды. Но повестка из военкомата все равно пришла. Будущий бард - и сейчас весьма эффектный мужчина (фото Олега Митяева прилагается). Красивого юношу (рост в 186 см и голубые глаза при темных волосах) заметили и взяли на службу в охрану адмирала флота СССР, в Москву.

К тому времени Олег уже освоил гитару (обучение проходило в подъезде, где «Цыганочку» он научился играть даже на двух струнах), но о музыке даже не помышлял. После армии поступил в Челябинский спортивный институт, который окончил с отличием, и все годы обучения получал Ленинскую стипендию - 100 рублей.

Первая семья и начало творческой деятельности

В институте же, «на картошке», происходит знакомство с красавицей, спортсменкой и комсомолкой Светланой, которая вскоре становится его первой женой. Красивая пара оформила брак, а потом родился сын Сергей. Жена Олега Митяева Светлана прекрасно ладила со свекровью.

Олег хорошо подрабатывал, и ничто не предвещало беды. Но Митяев оказался влюбчивым, и каждый раз ему казалось, что новая любовь продлится всю жизнь. Институт будущий бард окончил в 1981 году, а еще будучи студентом начал регулярно писать песни, а с 1980-го - петь их всем, кто слушает.

Дипломированный артист

Олег остается преподавателем в институте, одновременно работает завклубом в пансионате под Челябинском и числится артистом городской филармонии. И эта последняя сфера деятельности стала занимать все больше места в его жизни. Митяев поступает и в 1992 году заканчивает заочное обучение в ГИТИСе.

Вместе с ним учились Лайма Вайкуле и Михаил Евдокимов, с которым Митяева связала крепкая дружба. Барда уже знают, о нем похвально отозвался Булат Окуджава, и в 1992 году Олег Митяев и Константин Тарасов (познакомились в 1987 году), с которым они выступали на сцене, а также некоторые актеры театра Моссовета ставят спектакль «Большой Владимир», в котором Олег исполняет роль Маяковского. Премьерный показ был в Италии.

Вторая семья

После этого Олег стал ездить с концертами, выступая довольно успешно. А поездка в Германию позволила ему на гонорары купить квартиру в Москве, куда он перебрался с новой женой Мариной, с которой теперь было связаны мысли, песни («С добрым утром, любимая!» была посвящена именно ей), жизнь Олега Митяева. Первой жене и сыну он оставил двухкомнатную квартиру в Челябинске и всегда помогал им - сын и теперь работает руководителем фонда Олега Митяева в Челябинске.

Сыновья

Во втором браке у артиста родились два сына. Старший, Филипп, посвятил себя тяжелому року и сменил фамилию Митяев на Август. Мотивирует он это тем, что, услышав фамилию отца, люди настраиваются на конкретную музыку, отличную от того, что исполняет группа «Стимфония». Разные музыкальные пристрастия встали между отцом и сыном. Филипп говорит, что Олег называет его песни бесовщиной. Младший сын, Савва, работает у отца.

Вторая жена была красавицей, и, говорят, Олег ее безумно ревновал, хотя его собственная гастрольная жизнь особой святостью не отличалась. Но, может быть, семья бы и не распалась, если бы не новая любовь...

Нынешняя семья

Ведущая актриса театра, Заслуженная артистка РФ - жена Олега Митяева, биография которой началась в Омске, говорит, что Олег ей предназначен судьбой, так как в 6-летнем возрасте ей приснился голубоглазый высокий мужчина, которого она сразу узнала, увидев Митяева. Но они оба были несвободны - Марина Евсеева была гражданской женой И как они ни сопротивлялись нахлынувшему чувству, семьи распались все равно. Сейчас Митяевы живут в загородном доме. Можно добавить, что соседкой их является писательница Виктория Токарева.

Альбомы

Свой девятый альбом О. Митяев записал совместно с С. Манукяном и группой «Ариэль». Аккомпаниатор и аранжировщик и Олег Митяев альбомы свои записывают с 1998 года. Известные на всю страну "Лучшие песни" и "Нелучшие песни", "Небесный калькулятор" и "ЖЗЛ" записаны в первые годы тесного и постоянного сотрудничества. Затем увидел свет альбом "Ни страны, ни погоста". Интересно, что музыку к нему написал Л. Марголин на стихи Иосифа Бродского. В последние годы были записаны сборники "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! Четверть века спустя", "Запах снега", "Романтики больше не будет".

Общественная деятельность

В 2004 году Фондом Олега Митяева и правительством Челябинской области была учреждена премия «Светлое прошлое». Она представляет собой статуэтку с названием «Кентавр с цветком в груди» работы Эрнста Неизвестного. Премия, присуждаемая людям, прославившим своей деятельностью Челябинскую область, своим возникновением обязана в первую очередь Олегу Митяеву. В 2009 году ему было присвоено звание Народного артиста РФ. Кроме того, автор огромного числа песен, в том числе и таких всенародно любимых, как «Соседка» и «Француженка», известных в исполнении Шуфутинского, является лауреатом «Овации», премии русской поэзии «Петрополь» и членом Союза писателей РФ. Во многих статьях указывается, что не очень любит рассказывать о своей жизни поэт и музыкант Олег Митяев, биография которого, тем не менее, хорошо известна.

16 февраля 2016

Накануне юбилея известный бард разоткровенничался и вспомнил, как встречался с Булатом Окуджавой и в армейские годы отказался от карьеры дипломата

Накануне юбилея известный бард разоткровенничался и вспомнил, как встречался с Булатом Окуджавой и в армейские годы отказался от карьеры дипломата.


Фото: Личный архив

Строчки песни Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» стали негласным гимном всех бардов. Потом были «Лето — это маленькая жизнь», «Крепитесь, люди, скоро лето» и другие хиты, ставшие народными. 19 февраля музыканту — поэтом он себя не считает — исполняется 60 лет. Хороший повод навестить Олега Митяева.

В кабинете барда множество книг и парных портретов — Олег Митяев с Дмитрием Медведевым в Кремле, с Юрием Шевчуком — в гримерке, с легендарным советским хоккеистом, земляком Сергеем Макаровым — в бане. Есть еще широченная панорама с видами Алтайского края и портреты троих «творческих наставников»: Василия Шукшина, Сергея Есенина и Юрия Визбора. Олег Григорьевич заваривает чай и широко улыбается: «Поехали?»


В 2009 году Дмитрий Медведев вручил Олегу Митяеву нагрудный знак к званию «Народный артист России». Фото: Анатолий ЖДАНОВ

«Я стоял на посту и даже не подозревал о Высоцком»

— Олег Григорьевич, 60 лет для вас — это этап? Подведение итогов, анализ пройденного пути этому сопутствует?

— Да! 19 февраля, в день рождения, в «Крокус Сити Холле» состоятся торжественные проводы меня на пенсию. Вот вам и итог, и подведение итогов. Это событие, о котором я мечтал со второго класса (улыбается).

— Вы о пенсии?

— Это же здорово: на работу ходить не надо, на учебу тоже, деньги платят, делай что хочешь — хоть на рыбалку, хоть в кино. Слава богу, пенсионный возраст в России не изменили, так что 19 февраля моя мечта сбудется.

— Близкие будут с вами в этот день?

— Из близких ко мне на концерт приедут 80 детей из Челябинска — визит организует Благотворительный фонд культурных инициатив, где работает мой сын Сергей. Дети приедут в Москву, пойдут на экскурсию в Кремль, в Третьякову, а потом споют на концерте. А из родных будет мой старший сын Сергей, внук Олег, внучки Настя и Нюша, брат с женой, невестка, а еще Ивановы из Риги (смеется)…

— Ваша нынешняя, третья жена Марина Есипенко тоже наверняка будет рядом. Она — актриса Театра Вахтангова, вы тоже популярный артист. Конфликтов на почве амбиций между вами не возникает?

— Недавно смотрел передачу про семейную жизнь классиков — там были те же самые проблемы. Жить вместе — большое искусство. Дай бог, чтобы на протяжении времени амбиции исчезали и разногласий было меньше. Стараемся (улыбается).

С актрисой Театра Вахтангова Мариной Есипенко певец мог бы сыграть и в спектакле — все-таки ГИТИС окончил в свое время. Фото: Личный архив

— Когда вы знакомились с Мариной, она знала, кто вы?

— Я шел мимо Театра Вахтангова и увидел ее на афише. Кстати, почти об этом написана песня «Она была актрисой, а он — простой полярник…». Да, в то время Марина с подругой Ольгой Чиповской (мама звезды сериала «Оттепель» . — Авт.) слушала песни Митяева. Так что она была в курсе, кто я.

— У вас огромная семья — четверо детей, трое внуков. Успеваете хоть как-то видеться со всеми?

— Сложно. Но объезжаю их по возможности. Когда гастроли или свободное время выдалось. Вообще передвигаться по стране — большое дело! Матушка мне говорила: «Поезжай в Иваново — там у тебя дед похоронен». Это ее отец. Он воевал, умер в госпитале под Ивановом, получив тяжелые ранения, в 1943 году. И вот благодаря профессии я оказался там! Приехал с концертом, а потом привез и детей туда, на кладбище в деревне Балино. Помню, был жаркий день, я тащил их по проселкам, они не понимали, зачем мы туда идем. Кладбище оказалось крайне ухоженным! Как в американских фильмах, знаете? Чистота, травка, обелиски вровень. Но это летом. А сам я впервые оказался там зимой, и надгробные плиты припорошило снегом. Я разгреб обелисков 150, после чего пошел в администрацию и говорю: «Вы бы хоть участки пронумеровали! Схему сделали. Как людям понять, где лежат их родственники?» А они говорят: «За 15 лет вы — единственный, кто приехал». А ведь тогда в Иваново в госпиталь свозили раненых со всей страны. Грустная тема.

— Давайте о более позитивном. Кто из ваших детей чем увлекается?

— Старший Сергей — ему 35 лет — работает в благотворительном фонде, как я уже сказал. Его сын, мой внук, занимается бальными танцами, выступает на соревнованиях и даже выигрывает призы. Средний сын Филипп Август — ему 31 год — создал группу «Стимфония», играют тяжелый рок. Младшей дочери Даше в этом году 15 лет, и пока я не знаю, что определенного рассказать о ней. Просто хороший человек! (Улыбается.)

В компании детей Митяев встретит и 60-летие. Слева направо: Сергей, Филипп, Савва и Даша. Фото: Личный архив

«Булат Шалвович, не пишется!»

— А вы в возрасте 15 лет уже понимали, что станете музыкантом?

— В то время я даже не подозревал, что есть авторская песня. В 1976 году я служил в Москве в ВМФ, охранял адмирала флота Советского Союза. И, стоя на посту, совершенно не знал, что в этом городе в это время творили Владимир Высоцкий и Булат Окуджава. Конечно, почитывал разные стихотворения, но совершенно не думал, что буду писать сам. Сначала мы с комсоргом роты Володей хотели поступать в МГИМО, но потом я прибежал к нему и сказал: «Прости, не пойду я с тобой! Продам какую-нибудь Аляску, а потом отвечай. Лучше поеду в Челябинск, у меня родители старенькие. И поступлю в институт физкультуры». Так и вышло. Вернулся — поступил. И ни о какой авторской песне не подозревал. И только в пионерском лагере в 1977 году после армии меня прострелило: пошли катушечные бобины, на которых были Юрий Визбор, Александр Городницкий, Владимир Ланцберг. Я проникся, начал ездить и перезаписывать эти «катушки». А в 1987 году Булат Шалвович прислал мне письмо.

— Это был шок?

— Еще бы! Он увидел передачу на ТВ с моим участием, позвонил в «Останкино», узнал мой адрес и написал письмо. И я в Челябинске его получил — совершенно обалдевший. Я пришел на занятия в клуб самодеятельной песни «Моримоша», что означало сокращенное от «морить мошек», и показал письмо от Окуджавы, в котором он высказал желание встретиться.

Во время службы в морфлоте Митяев и мечтать не мог о встрече с Булатом Окуджавой. Фото: личный архив

— И вы встречались?

— Не раз. Когда мы говорим о существовании судьбы, то не понимаем на самом деле, что это значит. Где Окуджава и где я? Люди с совершенно разных планет — другое образование, поколение, история. И тем не менее я не раз бывал у него дома в Безбожном переулке и на даче в Переделкине вместе с Константином Тарасовым (постоянным аккомпаниатором Олега Митяева до 1998 года. — Авт.). Мы подолгу разговаривали, и я все время думал: «Какой же интерес я могу для него представлять?» И тогда решил предложить: «Хотите, познакомлю вас с Макаревичем?» Он говорит: «Хочу!» Познакомил. А потом познакомил Булата Шалвовича с «Ивасями» (бардовский дуэт Алексея Иващенко и Георгия Васильева. — Авт.). Так и завертелось. Это было бесценное общение. Как-то раз я пришел и сказал: «Булат Шалвович, что-то не пишется!» Он ответил: «Так бывает. Пока читайте». Ведь это рецепт на все времена!

— По-вашему, Высоцкий и Окуджава сегодня могли бы влиять на общество, как тогда?

— Даже не представляю. Когда грянула перестройка и все пошатнулось, непонятно было, что делать. И все повернулись к Окуджаве как к камертону. Потому что все знали, что он не соврет. Это привилегия настоящего поэта. Он не может врать и не смолчит. Проблема в том, что сегодня… Не уверен, что подобное возможно. Вера, надежда и любовь, которые проповедовал Окуджава, — не государственная политика. Недавно я посмотрел фильм новосибирского документалиста Павла Головкина «Темное небо, белые облака». Так вот, это потрясающая работа! Фильм о детской киностудии «Поиск», где ребятишки создают прекрасные мультфильмы. Это то, о чем я долблю многие годы, и есть наша национальная идея — образование и воспитание детей.

«Как распознать, кто герой, а кто подонок?»

— Было ли у вас желание спеть о чем-то подобном и злободневном? Ваши песни обычно пронизаны лиризмом, но не остросоциальны.

— Если бы я знал, про кого и про что надо рубануть, куда ударить, кто подонок, а кто герой, то рубанул бы. Но как разобрать? Информации много, но как выяснить, где правда? Про одного и того же человека и хорошо, и плохо. И кому верить? А казалось, что при наличии интернета стало невозможно соврать. Я много говорил с и Петром Тодоровским на эти темы. Они отмечали, что все вокруг плохо. И я спрашивал: «А как сделать, чтобы было хорошо? Расскажите, покажите, куда идти». Безмолвствовали.

— Такую функцию может взять на себя телевизор? За музыкальными телепроектами следите — « », «Три аккорда»?

— (Машет рукой.) Ой, даже говорить не о чем. Вот у них есть фраза на все времена: «Это бизнес». Как будто это что-то объясняет! Отсутствие вкуса, национальной идеи, мысли. Простой пример. На одном из каналов, когда оставалось 30 секунд до начала следующей передачи, лучшие современные поэты читали свои стихи. В бросовое время! То есть это единственная для них возможность. Позорище.

— Но ведь есть телеканал «Культура»…

— И снова нет! Там существует огромный разрыв между публикой и продуктом. Ведь это передачи для рафинированной интеллигенции, подготовленных людей — концерты из Венской оперы, балет. Человеку неподготовленному сложно получить от этого удовольствие, проще замахнуть стакан водки. Между обычным зрителем и подготовленным — пропасть! А ведь авторская песня — она и есть переходная ступенька к более высокому. Но ее мы нигде не слышим.

— Часто вас посещают фатальные мысли? Вот, к примеру, по вашей мужской генетической линии многие гибли в возрасте 50 — 60 лет…

— Не часто. Да, дед умер около 50 лет. Отец тоже. Но они жили в Курске и в такое время — война, самогонка, курево, тяжелый труд в горячем цеху на трубопрокатном заводе. Наверно, это не карма, а отношение к здоровью. Однако государством все было продумано, оно заботилось о человеке! Отец был из курской деревни, его завербовали на челябинский завод, дали комнату в городском общежитии, потом квартиру, зарплату. Если человек хотел изменить жизнь к лучшему, возможности были. И рабочая честь вызывала уважение. Мы строили коммунизм, возможно, шли не туда. Но человек простой двигался в правильном направлении.


Сын барда Филипп Август создал группу «Стимфония» и играет хард-рок. Фото: vk.com/stimfoniy
А вот таким (в коляске) Филипп Август был, когда его отец был вместе со второй женой Мариной. Фото: Личный архив

«Хотели ярких впечатлений? Я согласна!»

— Как поэт, тонко чувствующий реальность, чувствуете, что нас ждет впереди?

— Нашли Вангу! (Смеется.) Никогда не брал на себя ответственность предсказывать будущее. Более того, я никогда не хотел забираться на трибуну и вещать оттуда.

— По крайней мере, понятно, что экономика сейчас не в лучшем состоянии. А вы в сложных финансовых ситуациях часто говорили себе «крепитесь, люди, скоро лето»?

— Бог уберег. Потрясения я прошел ровно. В перестройку мы с Костей Тарасовым отправились в Германию и дали там за пять лет 400 концертов. И это только для германской аудитории! Немцы делали смешные подстрочники к нашим выступлениям — в одном из них песня «Ермак» была проиллюстрирована схемой битвы хана Кучума и «казакен фюрера» Ермака. Я увидел такую схему впервые.

— Одна из важных составляющих каждого вашего концерта — записки. Что самое неожиданное предлагали слушатели?

— Таких записок довольно много. Например: «Я хожу на ваши концерты много лет, вы для меня стали как родной. Можно, когда я приеду в Москву, остановлюсь у вас дома?» Или: «В прошлом году мы просили написать вас песню о нашем городе, на что вы ответили: «нужны яркие впечатления». Так вот, я согласна».


Теперь бард регулярно гастролирует и собирает полные залы. Фото: Екатерина ЦВЕТКОВА

— Все люди разные. Кто-то и издевается. Но и над священниками глумятся, но они верят в свое. Не сказал бы, что в авторской песне заложена фальшивая интонация. Беда в том, что уровень аудитории катастрофически падает. Даже я становлюсь «элитным» артистом. Уровень обыдления нации растет. Высокое искусство пробуждает чувства, а низкое — инстинкты. И у нас воспитана культура потребления низкого искусства, этим заполнены все каналы.

— Итак, в 60 выходите на пенсию. Чем, кроме рыбалки, хотите заняться?

— Надеюсь, что в целом все останется, как и есть. Просто пенсия — это одна из мечт. А у меня их целый список, и напротив почти каждой есть цена. Кто-то всегда может помочь с их исполнением — купить автобус детишкам нашего лицея, к примеру. За что им огромное спасибо. Нет цены только у мечты № 4.

— Что это за мечта?

— Дотащить раскладушку до поля, «в разомлевшего клевера запах», лечь и спокойно, оторвавшись от земли, полететь путешествовать по земному шару.

Личное дело

Олег Митяев родился 19 февраля 1956 года в Челябинске. В детстве хотел стать кинологом. Окончил техникум по специальности «монтаж электрооборудования промышленных предприятий». Окончил Челябинский институт физической культуры по специальности «тренер по плаванию». В 1986 году поступил в Москве в ГИТИС. Писать песни начал в 1978 году, а потом и исполнять их на концертах — сначала вместе с Константином Тарасовым, потом с Андреем Барановым, а затем и до сих пор с Леонидом Марголиным и Родионом Марченко. Записал более 20 альбомов, выпустил полтора десятка книг со стихами песен, снимался в документальных фильмах. Лауреат множества музыкальных и поэтических премий. Член Союза писателей. Народный артист России. Был трижды женат. Нынешняя супруга — Марина Есипенко, заслуженная артистка России. Четверо детей: Сергей, Филипп Август, Савва и Дарья.

Популярный бард презентовал в Киеве новый альбом. На своем трехчасовом концерте в Октябрьском дворце культуры Олег Митяев пребывал в отличнейшем расположении духа.

На своем трехчасовом концерте в Октябрьском дворце культуры Олег Митяев пребывал в отличнейшем расположении духа. Известный поэт и композитор всегда импровизирует, репертуар зависит исключительно от настроения зала, а шутки и воспоминания - от интонации выкрикиваемых публикой фраз.

У каждого из нас свой Митяев. У туристов это "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались", у завсегдатаев ресторанов - "Соседка" и "Француженка", правда, все больше в исполнении Шуфутинского. А вот представители авторской песни, те и вовсе не спешат принять его в свой профсоюз, чем еще больше подогревают интерес к митяевской персоне.

Олег не умеет сердиться: "Люди по-своему воспринимают то, что я пишу". К примеру, "Небесный калькулятор" постоянно крутят на радио "Шансон". А все из-за первой строки: "Я сидел...". Хотя дальше идут вполне мирные стихи: "...у тусклой лампы без огня". Старшеклассники ее тоже за свою держат. За строчку: "Поздно и пора домой" - в 11 часов вечера им необходимо вернуться под родительский присмотр. Хотя песня о другом. Глупо разубеждать и растолковывать, что я на самом деле хотел сказать".

Еще Митяев хвастался новой богато изданной книгой. Она так и называется: "Песни. Книга вторая". Здесь и тексты песен, и ноты, и фотографии, и записки. Зачитывая самые классные из них, не преминул подчеркнуть: "Их творцы - мои соавторы". И впрямь, не каждый додумается бросить в ящичек такие вот признания: "Когда мы всей семьей делаем генеральную уборку, всегда слушаем ваши песни. А сегодня всей семьей пришли к вам на концерт. Какая радость - нам ничего не надо делать!".

Как полагается, Олег Митяев приехал не один, а в компании с аранжировщиком, музыкантом и композитором, блистательным Леонидом Марголиным . Вместе они работают уже шесть лет, записали ряд альбомов: "Крепитесь, люди, скоро лето", "Лучшие песни", "Нелучшие песни", "Небесный калькулятор", "Ни страны, ни погоста", "Как здорово...". А встретились они случайно.

Олег занимался строительством своего загородного дома. Неожиданно прораб предложил хозяину познакомиться с его другом-музыкантом. Митяев - человек интеллигентный, поэтому согласился, хотя в душе напрягся. Дескать, ну не может дружить прораб с музыкантами его уровня. На поверку оказалось, что очень даже может, поскольку на встречу пришел Леонид Марголин, работающий на то время в группе "Лесоповал".

Ввел на своем концерте Митяев и ноу-хау. В качестве огнем горящей группы поддержки отменил привычные свечки и зажигалки и предложил включить мобильники и подирижировать в такт песне светящимися дисплеями. Зрители задание с удовольствием выполнили, хором спев на стихи Геннадия Шпаликова "На меня надвигается" и митяевскую "Давай с тобой поговорим". Дальше заботливый Олег Григорьевич посоветовал позвонить родителям, чтобы пожилые люди послушали по сотовой связи посвященную им "Крепитесь, люди, скоро лето".

Красивые девушки дарили Митяеву и Марголину не менее красивые цветы, а мужчины - солидные бутылки грузинского вина. Причем аккурат после сетования певца: "Краток речной маршрут, кончилась "Хванчкара"...". А еще артист заметил: "Раньше билеты покупали очаровательные девушки. Сейчас все больше здоровенные, толстомордые мужики. Задумался: "Чего так?". Потом в зеркало пригляделся, - ба! - так мы ж ровесники!".

Единственное, о чем ничего толкового не скажешь, так это о звездных капризах да трехтомных райдерах Митяева и Марголина. Люди они крайне неприхотливые: обычные одноместные номера в гостинице "Украина", непритязательная кухня. Алкоголь не потребляют, поэтому головная боль с подбором напитков устранена. Личная машина им тоже ни к чему. По магазинам да казино не ходоки, на концерте по 100 раз не переодеваются. Разве что можно рассекретить имя нынешней, четвертой по счету супруги 49-летнего Митяева. Зовут ее Марина Есипенко, она - ведущая актриса Театра имени Вахтангова, исполнительница главной роли в спектакле-талисмане "Принцесса Турандот". Кстати, бывшая супруга известного украинского певца и актера Никиты Джигурды.

Вообще-то, Митяев не любит распространяться о своей личной жизни. Раньше были проблемы, поэтому говорить не хотелось. Сейчас все в порядке, но из суеверных соображений хвастаться тоже вроде ни к чему.

Марина Есипенко – российская актриса, в 2016 году получившая звание Народной артистки Российской Федерации. Российским зрителям известна прежде всего по многосезонному телесериалу «Александровский сад», а также мелодраме «Все только начинается». Кроме того, в 90-х годах Есипенко вместе с актером вела церемонию награждения одной из самых престижных российских театральных премий «Хрустальная Турандот».

Марина родилась в Сибири, в городке Омске, где и прошло детство девочки. Семья жила довольно скромно, в однокомнатном бараке, отапливаемом дровяной печкой. Будущая актриса, видевшая, как отец встает по ночам, чтобы подбросить полено в огонь, уже тогда поняла, что же такое настоящая родительская забота.

В школьные годы Есипенко не выявляла какого-то определенного и однозначного желания связать жизнь исключительно со сценой, хотя с удовольствием посещала театральную детскую студию. Получив аттестат зрелости, девушка отправилась в Москву и подала документы в театральные учебные заведения. В итоге Марина стала студенткой Высшего театрального института имени Бориса Щукина. Девушке повезло попасть на курс к Евгению Симонову и Марии Пантелеевой, преподавателям вахтанговской школы.

Годы учебы пролетели незаметно, и вот Марина Есипенко уже становится полноправной актрисой труппы Государственного академического театра имени . Этот театр раскрыл кулисы для юного дарования в 1987 году, и актриса верна этой сцене до сих пор. Критики и театральные зрители отмечают удивительный подход артистки к каждому персонажу.


Марина воспринимает новую героиню серьезно и глубоко, но при этом остается чистой духовно, так как выбирает только такие роли, в которых может проявиться уникальность, индивидуальность, этакая изюминка, присущая конкретному персонажу. Среди спектаклей, в которых появлялась Марина Есипенко, особенно популярными стали «Кабанчик», «Принцесса Турандот», «Без вины виноватые», «Пиковая дама», «Зойкина квартира», «Дядюшкин сон», « », « ». В 2004 году актриса удостоилась театральных премий – «Золотая Лира» и «Гвоздь сезона».

Фильмы

В кино Есипенко попала, уже будучи известной театральной актрисой. Марина дебютировала в психологической драме «Умирает душа», после чего настал черед нескольких фильмов-спектаклей, из которых выделяется биографическая картина «Последняя любовь ». Есипенко воссоздала на экране образ Вероники Полонской, актрисы 30-х годов XX столетия – утонченной, живой, судьба которой сложилась трагично.


Телезрители обратили внимание на Марину после выхода на экраны комедии «Дзисай». В приключенческой трагикомедии «Усадьба» о работе черных риэлторов, которые нанимают бедного актера Аркадия (), для того чтобы тот усыпил бдительность хозяйки усадьбы Елены Семеновой (), Марина Есипенко перевоплотилась в отрицательного персонажа Паулину Алафердову.

А большая известность как к киноактрисе пришла к Марине вместе с историко-приключенческой мелодрамой «Александровский сад». Особенно заметна Есипенко во второй и третьей частях картины, которые носят названия соответственно «Три дня в Одессе» и «Охота на Берию». В фильме описывались события, происходящие за толстыми стенами Кремля в 40-50 годы. Марина Есипенко сыграла в фильме благородную особу Анну Татищеву, мать главного героя.


Марина Есипенко на съемках сериала "Петя Великолепный"

2006 год подарил поклонникам таланта Есипенко возможность увидеть любимую актрису в фильме «Братья по-разному». Молодежная кинокомедия рассказывала о приключениях двух юношей, вынужденных жить в столице в крохотной двушке.

Популярностью пользовались юмористически-романтическая история «Петя Великолепный» и сказочная комедия «Моя любимая ведьма». В 2009 году последовала работа в мелодраме «Такова жизнь», где главные героини верят в сверхъестественное и гадают на бобах. Неожиданно метод подсказывает, что одна из них – Наташа (Ирина Савицкова) – вскоре выйдет замуж. Марина исполнила в фильме роль детской подружки психотерапевта Шварца (Евгений Парамонов). Актерский состав для комедии подобрался звездный – , .


После участия в двух фильмах-спектаклях – «Берегите женщин» и «Троил и Крессида» – последовала работа в мелодраматических телесериалах «Деревенщина» и «Все только начинается».

Личная жизнь

Во время учебы в театральном училище Марина Есипенко познакомилась с другим студентом, эпатажным и ярким . Молодые люди начали встречаться, а позднее вели совместную жизнь в фактическом браке. Эти отношения продлились 12 лет.


Позднее личная жизнь актрисы изменилась. Марина встретила , знаменитого российского барда, музыканта и актера. Автор-исполнитель стал единственным официальным мужем артистки, с которым Марина счастлива до сих пор. В 2000 году в семье Есипенко и Митяева родилась дочь, которую назвали Дарья. И если для музыканта девочка стала уже четвертым ребенком, то для Марины Даша – единственная, притом поздняя дочь. Женщина надеется, что когда Дарья вырастет, то не пойдет по стопам матери. Хотя запрещать делать карьеру артистки Марина Николаевна тоже не намерена.

Сейчас актриса, помимо занятости в театре и на телевидении, работает еще над записью песен. Впервые музыкальную композицию супруга Марина исполнила в 2006 году. Называлась песня «В Александровском саду». Песня прозвучала в популярном на тот период сериале.


После девятилетнего перерыва, с 2015 года, Марина начала записывать песни Олега Митяева в собственном исполнении в большом количестве. Среди хитов – «Вакхическая песня», «Если жизнь тебя обманет», «Телега жизни», «Ворон к ворону летит». Песни Олега Митяева в исполнении жены звучат не менее лирично, чем из уст самого автора.

У Марины Есипенко действует официальный сайт , где подробно описаны творческие достижения актрисы, биография, там же обновляется архив персональных фото.

Марина Есипенко сейчас

Актерская карьера Есипенко продолжает успешно развиваться. В 2016 году Марина порадовала поклонников работой в сериале «Жемчужная свадьба», где предстала в роли учительницы английского языка. Героиня Есипенко – первая возлюбленная Юрия Чайкина (), который вот уже 30 лет как благополучно женат на Светлане ().


В этом же году в жизни актрисы произошло важное событие. 9 июня 2016 года, в преддверии Дня России, за большие достижения в области культуры и искусства Марина Есипенко получила звание Народной артистки.

В 2017 году завершились съемки детективной драмы «Жена полицейского», в которой главную героиню исполняет . Полицейского, которого невольно разоблачает собственная жена, сыграл . Марина Есипенко появилась в эпизоде фильма. Более развернутая роль актрисе досталась в мелодраме «Жених для дурочки», где Есипенко предстала в образе героини Кэт, дочери Полины Сергеевны (). В детективе «Трюфельный пес королевы Джованны» Марина появилась в роли Елены.

Фильмография

  • 1993 - «Умирает душа»
  • 1995 - «Последняя любовь Маяковского»
  • 2004 - «Дзисай»
  • 2005-2007 - «Александровский сад»
  • 2005 - «Моя прекрасная няня»
  • 2006 - «Большие девочки»
  • 2006 - «Братья по-разному»
  • 2008 - «Моя любимая ведьма»
  • 2009 - «Такова жизнь»
  • 2014 - «Деревенщина»
  • 2015 - «Все только начинается»
  • 2016 - «Жемчужная свадьба»