Тема: «Счёт в пределах пяти»
Программное содержание:
Цель: Учить считать в пределах 5; формировать умение соотносить количество предметов с числом.
Задачи:
Обучающие:
Закрепить знания о геометрических фигурах; учить составлять квадрат из счётных палочек; называть предметы квадратной формы. Активизировать словарь: пять больше четырёх, предметов поровну. Упражнять в отсчёте предметов по названному числу;
Развивающие:
Развивать логическое мышление, сообразительность, память, внимание;
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, активность, целеустремлённость.
Оборудование: счётные палочки на каждого ребёнка.
Демонстрационный материал:
круги, куклы, цифры, квадраты из картона, картинки.
Ход занятия:
Вводная часть:
(Столы стоят буквой П, дети сидят на ковре на стульчиках)
— Ребята, садитесь на стульчики!
— О чём мы с вами сегодня договорились? (помочь Мишке научиться правильно считать предметы. Ведь он у нас такой забывчивый и постоянно путает всё)
— Садись, Мишка, вот здесь, мы тебя научим!
Основная часть:
— Итак, посмотрите, кто к нам пришёл в гости? (куклы)
— Сколько кукол сидит на столе? (5)
— Давайте посчитаем все вместе! (1, 2, 3, 4, 5)
— Вика, а ты как считаешь, сколько кукол сидит на столе? (ответы 3 детей)
— Ребята, которая по счёту кукла в розовой одежде? А в кепке?
— Мила, скажи, какая по счёту кукла в кепке?
— А как ты думаешь, Дима, в красной шубке, какая кукла по счёту? (4 – 5 детей)
— Сколько на столе у меня стоит больших кругов? (2 больших круга)
— А ты как думаешь, Оскар? Посчитай! (ответы 2 – 3 детей)
— А сколько стоит маленьких кругов? (3 маленьких круга)
— Согласен ли ты с этим, Витя? Посчитай! (ответы 2 – 3 детей)
— Сколько всего вместе кругов: больших и маленьких? (5)
— А как получилось 5, давайте посчитаем вместе?
— Тимофей, а у тебя столько же получилось? Скажи! (ответы 2 — 4 детей)
(На ступеньку лесенки воспитатель кладёт 4 больших круга, а на другую ступеньку 5 маленьких кругов)
— Посмотрите, на какой ступеньке больше кругов: на верхней или нижней? (на верхней)
— Саша, а ты как думаешь, на какой ступеньке кругов больше? (на верхней)
— Давайте посчитаем, сколько же кругов на верхней ступеньке?(5, у нас получилось число 5),
— Вика, а у тебя, сколько кругов получилось на верхней ступеньке, назови? (5), (ответы 4 – 5 детей)
— Какой цифрой обозначим количество маленьких кругов? (выходит ребёнок и выбирает цифру)
— Ребята, вы согласны, правильную цифру подобрал Арсений? Кристина, а ты, как считаешь? (5)
— Правильно, число 5 мы обозначили цифрой 5
— Теперь давайте посчитаем, сколько кругов на нижней ступеньке? (4, у нас получилось число 4)
— Лера, а у тебя, сколько получилось кругов на нижней ступеньке? (ответы 4 – 5 детей)
— Какой цифрой мы обозначим количество больших кругов? (выходит ребёнок и выбирает цифру)
— Ребята, вы согласны, правильную цифру подобрал Игорь? Дима, а ты как думаешь? (4)
— Правильно, число 4 мы обозначим цифрой 4
— Каких же кругов больше? (маленьких) Все согласны? (да)
— А каких кругов меньше? (больших) Вика, а ты как считаешь? (больших)
— У нас получилось, что 5 маленьких кругов больше 4 больших кругов!
— Повторите, ребята! (5 маленьких кругов больше 4 больших кругов)
— Варя, повтори! (ответы 3 детей)
Замечательно!
— Ребята, а как сделать, чтобы кругов стало поровну?
— Покажите Мишке и мне! (нужно либо убрать один маленький круг, либо добавить один большой круг)
— Маша, иди, покажи нам! Ребята, вы согласны с Машей?
— Правильно, если мы уберём один маленький круг, то у нас получится равное количество больших и маленьких кругов, 4 и 4. А если добавим один большой круг, то опять число больших и маленьких кругов будет поровну, 5 и 5)
-Молодцы!
— А теперь, ребята, я предлагаю поиграть в игру «Сосчитай – ка!».
Я буду хлопать в ладоши, а вы называть, сколько раз я ударила в них. Внимание!
— А сейчас давайте отдохнём, вставайте рядом со стульчиками
Физминутка
1, 2, 3, 4, 5!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
1, 2, 3, 4, 5!
Топаем ногами!
1, 2, 3, 4, 5!
Хлопаем руками!
Мы подтянемся сейчас
На носочках столько раз
Ровно столько, сколько пальцев
На одной руке у нас.
— А сколько пальцев у нас на руке? (пять)
— Хорошо вы считать научились, кукол сосчитали, круги тоже, а палочки сосчитаете?
— Берите стульчики и проходите за столы
— Сейчас вам нужно будет отсчитать палочки так, чтобы у каждого было одинаковое количество
— Сможете так сделать? Будьте внимательны!
— Сейчас я вам загадаю число, а вы каждый пойдёте, отсчитаете и положите к себе на стол, столько палочек, сколько я попрошу (показываю цифру «5», дети выполняют)
— У каждого 5 палочек? Почему у всех одинаково? (так как загадали такое число)
— Попробуем ещё раз! (показываю цифру «3», «2», дети выполняют)
— Все правильно отсчитали палочки!
— А теперь отгадайте загадку. Получится ли из этих палочек один квадрат? Сделайте!
— Сколько вам понадобилось палочек, чтобы получился квадрат? (4)
— Максим, а ты как думаешь, сколько палочек нужно, чтобы получился квадрат? (4), (ответы 2 детей)
— Сколько палочек осталось лишних? (1)
— А у тебя, сколько палочек лишних осталось, Андрей? (1), (ответы 2 детей)
— Ребята, а кто из вас знает, сколько у квадрата углов? (4)
— А ты как считаешь, Мила, сколько у квадрата углов? (4), (ответы 3 детей)
— Давайте посчитаем все вместе, сколько же углов у квадрата! (4)
— А кто знает, сколько сторон у квадрата? (4)
— Давайте посчитаем! (4)
— Итак, Алёша, скажи, сколько сторон у квадрата? (4), (ответы 2 детей)
— Какой цифрой мы обозначим одинаковое число углов и сторон у квадрата? (4)
— Настя, иди, выбери ту цифру, которой мы обозначим одинаковое число углов и сторон у квадрата! (4)
— Дима, а ты согласен с Настей?
— Правильно, у квадрата 4 стороны и 4 угла, все они одинаковые, равны друг другу и обозначаются цифрой 4!
— А как можно проверить, действительно ли у квадрата все стороны равны? (накладываем фигуру на фигуру)
— Кто нам покажет, как нужно это сделать? (выходит ребёнок)
— Итак, у нас получилось, что сторона к стороне, уголок к уголку и нет лишнего места.
— Как называется эта фигура? (квадрат) Молодец!
— Ребята, а кто из вас знает предметы похожие на геометрическую форму квадрат? (кубик, розетка, подушка)
— У меня на столе лежат картинки. Сейчас, тот, кого я назову, пойдёт и найдёт картинку, похожую на геометрическую фигуру квадрат! (3 ребёнка)
Молодцы!
— А теперь ещё загадка. Кто из деток догадается, сколько палочек надо добавить, чтобы из квадрата получилось 2 прямоугольника? (1 палочку) Покажите!
— А как из квадрата получить 2 треугольника? Сделайте!
— Кто сделает, поднимите руку, я подойду и посмотрю
Заключительная часть:
— Итак, ребята, кому мы с вами сегодня помогали? (Мишке)
— А что мы делали? Расскажите? (считали кукол, круги, делали фигуры из палочек)
— Ребята, как вы думаете, какое число больше 5 или 4?
— Как мы узнали? (посчитали круги)
— Мишка ты понял, как нужно правильно считать предметы?
— Давай посчитаем вместе!
— Спасибо, Вам ребята, я всё понял!
— До свидания!
Название: Конспект занятия по математике в средней группе «Счёт в пределах пяти»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД\ Математика, Средняя группа
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МАДОУ № 232 «Детский сад комбинированного вида»
Месторасположение: г. Кемерово, Кемеровская область
Конспект занятия по формированию у дошкольников элементарных математических представлений во 2-й младшей группе.
Тема: «Счёт в пределах 5.
Сравнение 2-х групп предметов» (закрепление).
Триединая задача;
Обучающие задачи: - закрепить счёт в пределах 5, называя числительные по
порядку, вести счёт слева направо и наоборот;
Учить сравнивать одну группу предметов с другой, различать равенство и неравенство предметов, используя
слова: поровну, столько – сколько.
Развивающие задачи: – развивать логическое мышление, внимание, память,
глазомер;
Продолжать тренировать и различать правую и левую руки.
Воспитывающие : – воспитывать умение работать самостоятельно;
Учить выполнять задание радостно;
Прививать любовь к сказкам.
Оборудование: 2 мольберта (магнитные доски), маркер, плоские изображения цветов.
Демонстрационный материал: плоскостные фигурки колобка и диких
животных, плоские фигурки гномиков и котят, ёлки, ягод, грибов, тропинки.
Раздаточный материал: наборное полотно, пеналы с геометрическими фигурами,
индивидуальные карточки, карандаши.
Ход занятия.
I. Вступительная часть.
Орг. момент.
Ребята, сегодня колобок катился по лесу и вдруг увидел, что за ним гонятся заяц, волк, медведь и лиса. Они хотели поймать колобка и съесть его. Но колобок оказался шустрее их, и он от них убежал. И оказался колобок у нас в группе, он попал к нам на занятие по математике. Давайте его порадуем, покажем, что мы умеем делать.
II. Основная часть.
1) Фронтальная работа с демонстрационным материалом.
Посмотрите, ребята, на доску, на ней мы видим гномиков и котят, которых колобок встретил в лесу. Но он посчитать их не смог, давайте поможем колобку посчитать их и сравнить.
(на доске 5 гномиков и 4 котёнка друг под другом, дети считают и прикладывают котят к гномикам).
Поровну их? Кого больше? Кого меньше? На сколько?
Как сделать, чтобы их было поровну? (надо «+» 1 котёнка или «-»1 гномика).
Сколько стало котят?, гномиков?
(котят столько, сколько гномиков, т.е. поровну).
2) Индивидуальная работа с пеналами. (На доске оставляю 3 гномика и 2 котёнка).
Ребята, посчитайте, сколько у нас осталось гномиков и котят.
Раскладываем фигуры слава направо правой рукой на наборном полотне. Задание; – На верхнюю полоску положите столько кружков, сколько
у нас гномов.
Под ними положите столько квадратов, сколько у нас котят. – Чего больше? Чего меньше? На сколько? Как сделать, чтобы кружков и квадратов было поровну?
Физкультминутка.
Ребята, колобок что-то устал у нас сидеть, давайте вместе с ним отдохнём. 1-2-3-4-5 – топаем ногами,
1-2-3-4-5 – хлопаем руками,
1-2-3-4-5 – занимаемся опять, (на доске считаем колобка и зверей)
3) Работа с демонстрационным материалом.
А ещё, когда колобок убегал от зверей, он увидел 3 тропинки.
На первой тропинке росло 3 гриба, на второй – 1 ёлочка, на третьей – 2 ягодки, (считают).
Нам нужно поставить около каждой тропинки столько точек, сколько на ней предметов, (если 1 – то одну точку ставим).
Задание: Работа с индивидуальными карточками.
А теперь возьмите карточку и держите её левой рукой, а в правую руку возьмите карандаш.
Поставьте около каждого прямоугольника столько точек, сколько в нём нарисовано животных.
(Проверка)
III. Заключительная часть.
Итог занятия.
Вот и закончилось наше занятие, на котором мы считали до 5, сравнивали предметы, работали с пеналами и карточками.
Все ребята старались порадовать колобка, и колобок наш заулыбался.
Когда колобок катился по лесу, он собрал для вас цветы, которые сейчас я раздам вам.
Конспект занятия в средней группе «Счет в пределах 5»
Цель: Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5.
Уточнить представления о значении слов далеко - близко.
Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, длиннее, самый длинный.
Дидактический наглядный материал.
Демонстрационный материал. Постройки из строительного материала: домик, качели, песочница; 3 матрешки разной величины, музыкальные инструменты: ложки, барабан, дудочка.
Раздаточный материал. Круги (по 6-7 шт. для каждого ребенка) .
Ход занятия:
Игровая ситуация «Играем с матрешками».
(Воспитатель показывает детям матрешек) .
Воспитатель: Ребята посчитайте сколько матрешек?
Дети: Три матрешки.
Воспитатель: Чем отличаются матрешки?
Дети: Величиной.
Воспитатель: Теперь расставьте матрешек по величине.
(Дети расставляют матрешек) .
Расскажите, почему вы так решили?
Дети: Потому что одна матрешка большая, вторая поменьше, третья самая маленькая.
(Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и меняет матрешек местами) .
Воспитатель: Дети откройте глаза и посмотрите, что-нибудь изменилось?
Дети: Да, матрешек поменяли местами.
Воспитатель: Правильно, молодцы, а теперь расположите их в порядке возрастания.
(Дети располагают матрешек от маленькой до самой большой) .
(Воспитатель хвалит детей) .
Игровое упражнение «Матрешки гуляют».
Воспитатель: Ребята посмотрите на постройки, скажите, как они называются?
Дети: Домик, качели, песочница.
Воспитатель: Ребята расставьте матрешек определенным образом, их нужно расположить, далеко и близко от построек.
(Дети располагают матрешек) .
Как вы расположили матрешек?
Дети: Далеко,
Игровое упражнение «Угадай, что изменилось».
Воспитатель: Ребята запомните расположение матрешек и закройте глаза.
(Этим временем воспитатель меняет расположение матрешек) .
Откройте глазки и определите, что изменилось.
(Дети отвечают при этом используют слова далеко, близко) .
Молодцы ребята!
Игровое упражнение «Матрешки слушают музыку».
Воспитатель: Дети давайте вместе с матрешками послушаем музыку и посчитаем звуки.
(Воспитатель три раза ударяет ложками) .
Сколько звуков вы услышали?
Дети: Три звука.
Воспитатель: Почему вы услышали столько звуков?
Дети: Потому что мы услышали три удара ложками.
Дети: Три.
(Воспитатель ударяет четыре раза в барабан) .
Дети: Четыре.
Воспитатель: Отсчитайте столько кружков, сколько звуков вы услышали.
(Дети отсчитывают кружки) .
Сколько кружков вы отсчитали?
Дети: Четыре кружка.
Дети: Потому что мы услышали четыре удара об барабан.
(Воспитатель дует в дудочку пять раз) .
Воспитатель: Сколько звуков вы услышали?
Дети: Пять звуков.
Воспитатель: Отсчитайте столько кружков, сколько звуков вы услышали.
(Дети отсчитывают кружки) .
Сколько кружков вы отсчитали.
Дети: Пять кружков.
Воспитатель: Почему вы отсчитали столько кружков?
Дети: Потому что мы услышали пять звуков в дудочку.
Воспитатель: Молодцы ребята, на этом наше занятие окончено.
Занятие №1
Программное содержание
Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.
Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр).
Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.
Демонстрационный материал. Набор объемных геометрических фигур (по 5 кубов, цилиндров, шаров), 4 картинки с изображением деятельности детей в разное время суток.
Раздаточный материал. Наборы плоских геометрических фигур (по 5 квадратов и прямоугольников для каждого ребенка), рисунки-таблички с изображением геометрических фигур, двухполосные карточки.
Методические указания
I часть . Игровое упражнение «Мальвина учит Буратино».
На столе разложены геометрические фигуры. Мальвина дает Буратино задание: «Назови и покажи знакомые геометрические фигуры». (Кубы, цилиндры, шары.) Буратино выполняет задание с помощью детей. Затем Мальвина предлагает отсчитать 4 куба и проверить правильность выполнения задания (с помощью счета); отсчитать столько же цилиндров и поставить их парами с кубами так, чтобы было видно, что фигур равное количество.
«Что можно сказать о количестве кубов и цилиндров? — спрашивает Мальвина. — По сколько кубов и цилиндров? Как сделать так, чтобы кубов стало пять?»
Дети помогают Буратино выполнить задания.
«Сколько стало кубов? — выясняет Мальвина. (Дети пересчитывают кубы.) Как вы получили число пять? (К четырем добавили один.)
Сколько кубов? Сколько цилиндров? Пять кубов и четыре цилиндра — сравните, что больше? Четыре цилиндра и пять кубов — сравните, что меньше? Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять?»
Мальвина предлагает Буратино установить равенство двумя способами. (Дети помогают Буратино выполнить задание.)
Буратино считает неправильно: пропускает предметы, считает предмет дважды, дает неправильный ответ.
Мальвина уточняет правила счета вместе с детьми и выясняет, сколько стало фигур и как получилось новое число.
II часть. Игровое упражнение «Сосчитай фигуры».
Буратино дает детям задания: «Отсчитайте четыре квадрата и расположите их на верхней полоске карточки. Отсчитайте пять прямоугольников и расположите их на нижней полоске карточки. Сколько квадратов? Сколько прямоугольников? Пять прямоугольников и четыре квадрата — сравните, что больше? Четыре квадрата и пять прямоугольников — сравните, что меньше? Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы прямоугольников и квадратов стало поровну».
Дети выполняют задание любым способом и объясняют свои действия.
Физкультминутка
Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.
Раз, два, три, четыре, пять!
Отдыхать умеем тоже —
Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко-легко подышим. Потянулись на носочках Столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
На руке у нас!
Раз, два, три, четыре, пять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хлопаем руками.
III часть. Игровое упражнение «Дорисуй недостающую фигуру».
Мальвина предлагает детям рассмотреть рисунки-таблички, определить, каких фигур не хватает, дорисовать их и доказать правильность своих решений.
После обсуждения задания Мальвина показывает пути его решения. Проверка осуществляется с помощью чередования геометрических
фигур и определения их количества (их должно быть по 3).
IV часть . Игровое упражнение «Поможем Буратино разложить картинки».
Буратино вместе с детьми рассматривает картинки и спрашивает: «Кто нарисовал картинки? Что делают изображенные персонажи? Когда это бывает?»
Затем предлагает разложить картинки по порядку и назвать части суток.
Занятие №2
Программное содержание
Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух).
Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»),
Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Барабан, дудочка, счетная лесенка, 6 неваляшек, 6 пирамидок, карточка в чехле с 4 нашитыми пуговицами, большая и маленькая куклы, 2 ленты (красная — длинная и широкая, зеленая — короткая и узкая), фланелеграф, аудиозапись, ларчик со звездочками по количеству детей.
Раздаточный материал. Рабочие тетради (с. 1, задание Б), цветные карандаши.
Методические указания
I часть . Игровое упражнение «Отсчитай столько же».
«Сколько неваляшек стоит на столе? Почему вы отсчитали столько неваляшек?» — спрашивает воспитатель.
Задание повторяется 2 раза с помощью разных музыкальных инструментов.
Воспитатель уточняет правила счета предметов на ощупь. После выполнения задания задает детям вопросы: «Сколько пирамидок вы отсчитали? Как проверить правильность выполнения задания?» (Ребенок вынимает карточку из чехла, и дети соотносят количество пуговиц на карточке с числом пирамидок на ступеньке счетной лесенки.)
II часть . Игровое упражнение «Раскрась столько же» (выполняется в рабочей тетради).
Воспитатель предлагает детям закрасить столько кружочков, сколько неваляшек (пирамидок) нарисовано на картинке.
После выполнения задания уточняет: «Сколько кругов вы закрасили? Почему столько?»
III часть . Игровое упражнение «Завяжем куклам бантики».
Воспитатель обращает внимание детей на ленты, расположенные на фланелеграфе: «Чем отличаются ленты? Одинаковые ли они по цвету? Что можно сказать о длине лент? (Предлагает сравнить ленты по длине и уточняет правила сравнения: ленты надо положить друг под другом, подравняв их с левой стороны.) Какая по длине красная лента по сравнению с зеленой? Какая по длине зеленая лента по сравнению с красной?» (Воспитатель дает образец ответа: «Красная лента длиннее зеленой ленты».)
«Что можно сказать о ширине лент? (Предлагает сравнить ленты по ширине, расположив их так, чтобы верхние или нижние края лент были на одной линии.) Какая по ширине красная лента по сравнению с зеленой? Какая по ширине зеленая лента по сравнению с красной? Покажите широкую (узкую) ленту. Какая лента подойдет для бантика маленькой кукле? Какая лента подойдет для бантика большой кукле?»
Воспитатель завязывает бантики и выясняет, почему красный бантик получился большой. Выслушивает ответы детей и обобщает: «Красный бантик получился большой, потому что лента длинная и широкая».
Воспитатель предлагает детям рассказать о размере зеленого бантика.
IV часть. Игровое упражнение «Правильно пойдешь — клад найдешь».
«Волшебник спрятал клад и предлагает вам его найти», — говорит детям воспитатель.
При помощи считалки выбирается ведущий.
Кады-бады,
Налей воды,
Корове пить,
Тебе водить.
Ведущий выполняет задание: делает пять шагов прямо, поворачивает направо и делает еще три шага по заранее разложенным кругам. Остальные дети идут за ним. Дети находят ларчик и достают из него звездочки (звучит музыка).
Занятие №3
Программное содержание
Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, формы и величины).
Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче... самый короткий (и наоборот).
Уточнить понимание значения слов вчера, сегодня, завтра.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Магнитная доска, квадраты и треугольники одного цвета (по 4 штуки), большие красные и маленькие зеленые круги (по 6 штук), матрешка, 5 разноцветных полосок разной длины и одинаковой ширины.
Раздаточный материал. Разноцветные полоски разной длины и одинаковой ширины (по 5 штук для каждого ребенка).
Методические указания
I часть. Игровое упражнение «Поручение» (проводится на демонстрационном материале).
Воспитатель предлагает детям расположить в ряд на магнитной доске 4 квадрата и 4 треугольника. Затем спрашивает: «Как проверить, сколько на доске квадратов и треугольников? Сосчитайте квадраты и треугольники. (Вызывает несколько детей.) Сколько квадратов? Сколько треугольников? Что можно сказать о количестве квадратов и треугольников? Как проверить равенство, не считая геометрические фигуры?» (Дети используют разные способы сравнения.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что количество квадратов и треугольников можно обозначить одним числом: четыре.
Воспитатель вызывает нескольких детей и предлагает им на верхней полоске магнитной доски расположить 5 красных и 5 зеленых кругов (зеленые круги располагаются вслед за красными кругами).
Затем выясняет: «Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько на доске красных кругов и сколько зеленых? Сколько красных кругов? Сколько зеленых кругов? Что можно сказать о количестве красных и зеленых кругов? Чем еще отличаются круги? (Величиной.) Как расположить круги, чтобы было видно их равное количество?» (Дети проверяют выбранные способы сравнения: наложение и приложение.)
Воспитатель делает вывод: «Круги отличаются по цвету и величине. Но мы посчитали все круги и узнали, что их поровну, по пять».
II часть . Игровое упражнение «Построим лесенку для матрешки».
Воспитатель предлагает детям наложить полоски друг на друга. Затем выясняет: «Что можно сказать о ширине полосок? (Полоски одинаковые по ширине.) Что можно сказать о длине полосок?» (Полоски разные по длине.)
Воспитатель предлагает детям построить лесенку, расположив полоски, начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной. Уточняет способ действия.
После выполнения задания воспитатель вместе с детьми проверяет последовательность расположения полосок. Затем предлагает матрешке пройти по лесенке сверху вниз и назвать длину каждой ступеньки. («Что можно сказать о длине красной ступеньки по сравнению с длиной других (соседних) ступенек?»)
III часть . Аналогичное задание дети выполняют на раздаточном материале. Они раскладывают полоски, начиная с самой длинной и заканчивая самой короткой. Воспитатель уточняет способ действия и длину каждой полоски.
IV часть . Игровое упражнение «Когда это было?».
Матрешка задает детям вопросы: «Когда было занятие по математике? (Сегодня.) Какое занятие было вчера? Какое занятие будет завтра? Во что мы завтра будем играть на прогулке?»