Педагогика и дидактика

Понятие о содержании воспитания. Общечеловеческое и индивидуальное, национальное и интернациональное в воспитании. Педагогика межнационального общения. Воспитание веротерпимости, толерантности.

Цель В. – формирование базовой культуры личности как основы для дальнейшего развития. Цель В. в традиционной педагогике распадается на большие задачи: умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое (эмоциональное) В. Современная жизнь и развитие общества выдвинули в качестве отдельных задач патриотическое, экономическое, экологическое, правовое В.

Умственное В. направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и дарования ученика. Главная задача УВ – вооружить школьников системой знаний основ наук. В результате их усвоения д.б. сформированы основы мировоззрения , т.е. системы взглядов на природу, общество, человеческие ценности, тру, смысл жизни, познание. Мировоззрение предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни, формирование умения сознательно объяснять эти явления и определять свое отношение к ним, умение сознательно строить свою жизнь, работать, органически сочетая знания с делами.

Задачи УВ – усвоение определенного объема научных знаний, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, способностей и дарований, развитие познавательных интересов и потенциальных возможностей личности т.д.

Задачи физического В. – укрепление здоровья, правильное физическое развитие, повышение умственной и физической работоспособности, развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости), формирование гигиенических навыков, В. нравственных качеств (смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма), развитие стремления быть здоровым, доставлять радость себе и др.

Трудовое В. формирует у учеников положительное отношение к труду, развивается познавательный интерес к знаниям, стремления применять знания на практике, В. высоко моральных качеств: трудолюбия, долга, ответственности, целеустремленность, предприимчивость.

Политехническое В. направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях.

Задачи эстетического В. – приобретение теоретических знаний (приобщение к эстетическим ценностям) и активное включение в эстетическую деятельность, воспитание эстетической культуры, приобщение к прекрасному, формирование эстетического идеала и стремления быть прекрасным во всем.

Воспитательная функция гражданского В . (патриотического) заключается в том, что под его влиянием формируется общественное мнение, уважение к государству, патриотизм, любовь к Родине, стремление к труду.

Нравственное В. Нравственность – это внутренняя мораль. Мораль – исторически сложившееся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. В основе НВ лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы (честность, справедливость, долг, честь, совесть, гуманизм, трудолюбие и т.д.), так и новые принципы и нормы – уважение к государству, органам власти, законам, Конституции, социальная активность, милосердие.

Общечеловеческие ценности – ценности, которые принимают большинство людей, не связывая их ни с конкретным обществом или культурой, ни с историческим периодом (Подласый). Это ценность человеческой жизни, свобода, библейские заповеди, справедливость, вера, способность к состраданию, великодушие, стремление людей сохранить мир (восприятие разных идей, терпимость); ценность трудовой этики; ценность семейной жизни. Общечеловеческие ценности ставятся выше национальных, т.к. они признаются большинством людей в мире.

Каждый человек – личность. У нее должны формироваться общечеловеческие ценности, но это преломляется чрез личность каждого человека.

Связь общечеловеческого и индивидуального – преобразование действительности (ребенок, пережив конкретную ситуацию, развивается как личность); формирование идей, взглядов ребенка с помощью бесед.

Педагогика межнациональных отношений (лекции Шайденко) .

Проблема межнациональных отношений в теоретическом плане стала рассматриваться в нач. 90-х гг., что вызвано полит. ситуацией (подготовка к развалу СССР и развал СССР).

Смысл этой педагогики в учете в уч.-восп. процессе национальных особенностей детей класса и населения, проживающего на данной территории. Следует учитывать историю нац. традиции, характер и особенности нравственных представлений, опыт народной педагогики и степень «общности» данной нации.

Особенность учета межнациональных отношений проявляется в региональном компоненте СО (базисный уч. план и его национально-регионального компонента) в системе восп. работы с детьми разных национальностей и национ. групп.

Ошибки, чаще всего, или в игнорировании этих особенностей или в преувеличении значимости каких-то групп. Нб сложность представляют классы, в которых представлены дети нескольких нац. меньшинств. В условиях многонац. состава класса, школы населенного пункта первоочередной в восп. работе становятся задачи интернационального и патриотического воспитания.

Этнопедагогика (Кадисон) – народная педагогика, педагогика, имеющая национальные особенности, опирающиеся на национальные традиции, является частью современной пед. науки. Полиэтничность России вносит определенные сложности в процесс обучения и воспитания. Образование и В. в этом случае должны включать в себя элементы не только своей культуры, но и культуры др. народов. Это позволяет формировать мировоззрение школьников, в частности – широту понимания, знакомит с особенностями национального менталитета. Позволяет формировать качества: понимание и принятие отличных точек зрения, особенности мышления, формирование веротерпимости и толерантности.

Интернационализм – мировоззрение, утверждающее равенство и равноправие всех народов независимо от их национальности, расовой принадлежности, уважение и признание социально-исторического и культурного наследия народов всего мира.

Космополитизм – идеология отказа от национального суверенитета, национальных традиций и культуры во имя единства человеческого рода под лозунгом «человек – гражданин мира».

Менталитет – совокупность воззрений, взглядов и умонастроений, воплощенных в традициях, обычаях и ритуалах, характерных для определенной социальной группы, национально-этнической или территориальной общности, отражает особенности психического склада и образа мыслей ее членов.

Веротерпимость – мировоззренческая установка на право разных людей и общностей исповедовать свои религиозные взгляды, конфессиональные традиции, либо нерелигиозные убеждения, концепции.

Толерантность – в целом, терпеливость, выносливость, психическая устойчивость к неблагоприятным факторам; понимают также как терпимость к различным точкам зрения, мнениям, непредубежденность в оценке к людям, концепций, событий.

Культура межнационального общения – совокупность разных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным этническим группам, общностям.

Этнические группы рассматриваются как субкультура в рамках более крупного общества, чья культура отличается от него в важных отношениях, т.е. – это любая группа с общими культурными традициями и ощущением идентичности.

Этнические группы могут объединяться историей и традициями (евреи), языком (индейцы Дакоты), географией (скандинавы), социологическим определением расы (черные американцы), религией (мусульмане) и т.д.

Этнические меньшинства – группа или группы, которые не занимают в составе населения господствующего положения, обладают культурными, религиозными и/или языковыми традициями либо особенностями; значительно отличаются от традиций и особенностей остальной части населения и стараются эти традиции сохранить (сепаратистские меньшинства, воинствующие меньшинства и т.д.).

Движение общественной психологии, зародившейся в 1960-х гг. способствовало распространению плюралистического подхода, признавая необходимость уяснить и принимать разнообразие культур, предоставленных в каждом обществе.

Разделы: Внеклассная работа

Интернациональное воспитание - воспитание у человека высокой культуры межнационального общения, выработка гуманных, высоконравственных, справедливых отношений между людьми независимо от цвета кожи, языка, обычаев и места проживания.
(Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко 1999г.)

С появлением человека на земле, уже награжденном умом, способностью правильно реагировать на сложившиеся обстоятельства, находить общие точки соприкосновения в обществе своих сородичей, возникают вопросы социальной адаптации индивидуума в том или в другом обществе. Появляются вопросы, кто такой человек, как он должен прожить свою жизнь, что значит быть счастливым, какова его, наконец, миссия на Земле. Все эти вопросы продолжают интересовать и волновать современное образование и, в частности, школу, одной из основных задач которой является воспитание гармонически развитой личности. Какими же качествами должен обладать такой человек, чтобы назвать себя цельным, гармоничным? Прежде всего необходимо воспитать в человеке гражданскую позицию, которая включает в себя понятие гражданина-патриота и интернационалиста. А это невозможно без политической, нравственной, правовой культуры, о чем и хочется рассказать в этой работе.

Интернациональное воспитание есть формирование чувств единства, дружбы, равенства, братства, культуры межнационального общения, которые выходят на новый уровень в связи с тем, что наша страна развивает международное сотрудничество в сфере образования культуры и науки с другими странами мира. И вот такое развитие международного сотрудничества учащихся за рубежом и есть одно из направлений работы интерклуба «Дружба», созданного в нашем учебном заведении – ГОУ ЦО «Школа здоровья» № 1679 – в 1991году.

Задачей нашего клуба является знакомство учащихся с национальной культурой, бытом, традициями немецкого народа, т.к. именно с Германией были установлены первые дружеские связи, а началось все со статьи, которую написала немецкая учительница Сабина, пожелавшая установить контакты с московскими семьями. Наша школа ей ответила: сначала завязалась переписка, а потом началось сотрудничество в области педагогики и обмене школьников и учителей. В августе 1992 года мы встречали первых друзей из города Ахена. С тех пор идет постоянный обмен школьников и учителей, живущих в разных городах Германии. Члены клуба принимают активное участие в организации встреч групп, посещающих наше учебное заведение по линии обмена, выпускают фотогазеты, делают выставки рисунков по различным темам, готовят презентации поездок за границу, разучивают песни на иностранных языках, готовят концертные номера для гостей школы, участвуют в организации переписки с немецкими школьниками по интернету и т.д. Сегодня интерклуб продолжает приобщать учащихся к культуре других народов, воспитывает толерантное отношение к людям другой национальности, прививает необходимость иметь дружеские и добрососедские отношения.

В рамках работы интерклуба летом 2009 года (с 3 по 19 июля) группа учащихся нашей школы побывала с ответным визитом в Германии в городе Штутгарте и была гостями гимназии в Беблингине, где ребята изучают русский язык как третий иностранный язык.

Мы посетили различные уроки в этой гимназии. Особенно нам запомнился совместный урок русского языка по теме: «Екатерина Вюртембергская», который раскрывал историческую связь между двумя великими державами - Россией и Германией и четко показал значимость изучения русского языка и русской истории в Германии.

Во время обмена группами принимающая сторона всегда старается придумать, какие мероприятия, экскурсии, походы предложить гостям, чтобы, в первую очередь, преподнести неповторимое своеобразие обычаев и традиций своей страны, а также показать исторические и культурные памятники, известные во всем мире. Так, у нас в Москве большой популярностью пользуется Оружейная палата, Алмазный фонд, МХАТ, музей имени А. С. Пушкина, Храм Христа Спасителя, Ваганьковское кладбище.

То же самое – расширение наших познаний, связанных с немецкой землей,- сделали для нашей группы учителя и ученики гимназии: были организованы увлекательные экскурсии по городу Штутгарту, на завод Даймлер – Бенц, планетарий, Европа-парк, зоопарк, средневековой дворец Людвигсбург, в различные музеи, нас познакомили со старинным студенческим городом Тюбингеном. Мы побывали на горе Ротенберг, посетили капеллу Екатерины, водопад Урах и среднегорье со старинными крепостями. У наших ребят была хорошая возможность познакомиться со страной и жизнью своих сверстников в Германии.

Толерантность, отсутствие дискриминации (принижение, умаление, ущемление прав), уважительное отношение к цвету кожи, возрасту, полу, вероисповеданию, знакомство с обычаями и традициями разных народов, общность «молодежного языка» - вот что было характерным для всех участников фестиваля, возраст которых составлял от 13 до 19 лет.

Ключевым событием этого серьезного мероприятия стал двухдневный конгресс «Энергия и климат», нацеленный на решение проблем современности: защита климата и окружающей среды, сбережение энергоресурсов, создание энергосберегающих технологий.

Участников конгресса приветствовали мэр города Штутгарта господин Вольфганг Шустер, глава концерна Даймлер – Бенц доктор Дитер Зитше и другие официальные лица, также участникам фестиваля было зачитано приветствие бундесканцлера Германии Ангелы Меркель, в нем говорилось, что на фестивале у молодых людей будет возможность установить новые контакты со сверстниками из других стран мира. Итогом конгресса стало принятие декларации A Wake – Up Call for Climate Protection Stuttgart Declaration, которая имела свою значимость при подписании Киотского протокола в Копенгагене в декабре 2009 года. Кроме того, в программе фестиваля были проведены следующие мероприятия: день спорта, 60 мастер классов, посещение музеев Порше, Мерседес, прием в мэрии города Штуттгарт и т.д.

Хочется отметить, что языком фестиваля был английский язык, поэтому у нас и у наших ребят была возможность использовать свои знания иностранного языка. Найдя себе друзей из других стран, наши учащиеся смогли обсудить с ними волнующие их проблемы именно на английском языке, познакомить всех желающих с национальной культурой, обычаями и традициями нашей страны - России. Участие в таком международном мероприятии для всех значимо и незабываемо. Это подтверждает, что Россия имеет большой вес в международном сотрудничестве, потому что все больше и больше проявляется интерес к культуре и богатой истории нашей страны.

Развитие международных отношений между людьми может происходить в двух плоскостях: или усиление связей, партнерских отношений, или обособление и даже противостояние. Мы выбрали первое. Ведь сотрудничество – это участие в общем деле, объединение в группы, проявление взаимопомощи, взаимоподдержки, любви, что и было характерно для всех нас как при встречи в течение первой недели пребывании в гимназии в Беблингене, так на фестивале в Штутгарте.

Природа наделила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах: нет плохих – хороших наций – есть плохие - хорошие люди с плохими – хорошими поступками, все межнациональные конфликты происходят именно из-за личностных качеств людей. Уместно вспомнить слова Александра Меня: «Понимание, терпимость – плоды высшей культуры… Оставаясь христианами и мусульманами, не оскорбляя друг друга, подать руки – вот наш путь»

И иллюстрацией ко всему вышеизложенному является наш фотоальбом .

Слово воспитание произносится ежедневно десятки раз. О воспитании все чаще задумываются и говорят в семье, в общественных организациях. Но у всех ли педагогов, а тем более родителей есть ясное представление о том, что такое воспитание и, следовательно, как надо осуществлять воспитание?

Что значит «воспитание в узком смысле понятия»? И разве можно сформировать мировоззрение без обучения и образования? Разве можно воспитывать человеческую душу, не имея в виду того, что человек видит, узнает, познает, осмысливает в процессе образования? С другой стороны, разве мыслимо образование вне воспитания мировоззрения? .

Воспитание, как и обучение, характеризуется целенаправленностью, организованностью. Это процесс планомерного, систематического руководства формированием личности в соответствии с поставленными целями. Однако воспитание по сравнению с обучением является более широким процессом.

Воспитание далеко выходит за рамки учебного процесса; оно осуществляется в процессе обучения, при внеклассной работе, в студенческих организациях, в семье. Воспитывающее влияние оказывают такие факторы, как печать, радио, телевидение, кино, театр, спорт и др. .

Сущность интернационализма выражается в сплоченных и единых выступлениях трудящихся всего мира в защиту своих человеческих и гражданских прав, в борьбе против национального и социального угнетения, против попыток подчинить своему влиянию различные области экономики и культуры других стран и народов

Каждый преподаватель должен максимально использовать возможности предмета для воспитания у школьников интернациональных чувств и формирования у них мировоззрения патриота-интернационалиста. Причем такая установка не становится каким-то отдельным аспектом в преподавании предмета, а, составляя основу воспитывающего обучения, органически входит в систему глубокого и многопланового изучения предмета, требуя лишь определенного внимания к элементам, важным и для интернационального воспитания.

Пробивает дорогу в мировой практике практика поликультурного воспитания. Надо признать, однако, что масштабы поликультурного воспитания в ведущих странах мира неодинаковы.

Значительное внимание уделяет мировая школа воспитанию политической культуры подрастающего поколения.

В противоположность педагогическому авторитаризму в мировой практике развиваются тенденции, связанные с гуманистической ориентацией в воспитании. Это выражается в усилении внимания к условиям жизни студентов различных национальностей, стремлении обеспечить реализацию их возможностей путем создания комфортной психологической атмосферы, когда всемерно поощряются успехи, познавательная и творческая активность, склонности и интересы.

Все большую популярность приобретает воспитание, основанное на сотрудничестве, партнерстве. В этих условиях студент оказывается полноправным участником педагогического процесса, возникают доверительные, непринужденные отношения детей и взрослых, реализуются коллективные педагогические формы и приёмы, осуществляется совместная деятельность учеников, учителей и родителей, рождается атмосфера радости и творчества .

Я думаю, что большая роль в воспитании интернационализма отводится начальной военной подготовке, так как в сложных условиях армейской жизни и проявляется сплоченность, сотрудничество, партнерство.

ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ - целенаправленный процесс систематического воздействия на сознание и чувства людей с целью превращения интернационализма в устойчивые убеждения и повседневные социально-психологические установки и нормы поведения людей. Воспитание интернациональное - это процесс приобщения граждан той или иной национальности к интернационалистским ценностям и традициям, формирование у них уважительного отношения к лицам другой национальности, культуры межнационального общения. Воспитание интернациональное направлено на преодоление национальной обособленности и узконациональных взглядов и привычек, националистических настроений и действий и других негативных явлений в сфере национальных отношений. Именно В. и. является одним из эффективных средств как «профилактики», так и «лечения» националистических проявлений.

Процесс воспитания интернационального имеет несколько уровней: а) теоретический или мировоззренческий; б) психологический; в) практический. Прежде всего необходимо утверждение интернационализма в сознании людей как мировоззренческой системы. Далее требуется формирование интернационалистских по содержанию и функциям социальных чувств людей, настроений, привычек и прочих психологических элементов. Большое значение в воспитании интернациональном имеют жизненные примеры, факты, события, непосредственный опыт самих воспитуемых. Таким образом, воспитание интернациональное - это система мер и методов воздействия субъектов воспитания на сознание, чувства, волю, нравы и поведение людей с целью превращения принципов интернационализма в их прочные убеждения, осознанные нормы поведения и действия, в повседневную норму их образа жизни.

В то же время нельзя успешно воспитывать интернационалистские чувства и убеждения, не учитывая чувств национальных. Интернационалистское чувство и сознание не исключают, а предполагают национальную гордость каждого человека, его патриотические чувства. Любить свою нацию вовсе не значит закреплять ее особенность, стремиться к ее замкнутости и ограниченности, предаваться иллюзиям о ее исключительности. Если естественное чувство любви, привязанности к своему народу замыкается в рамках только национального, то речь идет уже не о подлинном национальном чувстве, а о проявлениях национального эгоизма, национальной кичливости. Подобные отклонения затрудняют процесс В. и., хотя благодаря этому воспитанию (конечно при правильной национальной политике) могут быть преодолены.

Для достижения высокой эффективности в воспитании интернациональном недостаточно ограничиться формированием соответствующего сознания. Необходимо также воздействовать на мир чувств человека. Речь идет о том, чтобы принципы интернационализма не только усваивались в их политическом содержании, но и становились нравственной нормой непосредственного общения различных национальностей, становились неотъемлемой чертой жизненной позиции человека. Нередко бывает так, что относительно высокий уровень интернационального сознания не исключает негативных моментов в сфере личного общения между представителями различных национальностей. Это происходит тогда, когда упускается психологический компонент воспитания интернационального и процесс воспитания сводится к уровню сознания, чего еще недостаточно для того, чтобы интернационалистское сознание на уровне убеждения служило регулятором жизнедеятельности человека.

В СССР дело воспитание интернациональное осуществлялось постоянно и целеустремленно. Интернационализм советских людей наглядно проявлялся на всех этапах развития общества. Однако со временем в воспитании интернациональном стали преобладать формализм, пустозвонство, показные мероприятия, ненужная суета и др. негативные стороны. При этом слабо учитывались национальные интересы и чувства, интернационализм нередко трактовался как денационализация или русификация. Все это нанесло ущерб воспитанию интернациональному. После распада СССР в современной России воспитанию интернациональному не придается должного внимания. Можно сказать оно вообще не ведется. Это негативно сказывается на межнациональных отношениях.

См.: Интернационализация, Интернационализм. Национализм, Патриотизм.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 54-56.

Светлана Федорова

ПДО по хореографии, высшей категории

МБДОУ ЦРР детский сад № 2 «Олененок» ,

Отличник Образования РС (Я) Федорова Светлана Алексеевна

Актуальность. В современных условиях межэтнической нестабильности в нашем обществе возрастает необходимость разработки новых подходов к формированию у подрастающего поколения культуры межнационального общения. Подрастающее поколение вовлечено в определенную систему отношений, сложившуюся между народами. Интернациональное воспитание , также толерантное отношение к другим национальностям как один из факторов формирования нравственной личности начинается с дошкольного возраста . Ведь именно дошкольный возраст является начальным этапом становления личности. Необходимо учить детей видеть мир глазами разных людей, учитывая тот факт, что представитель другой национальности может воспринимать и оценивать те же факты, поступки, события совершенно по-иному. Воспитание терпимости к другим , отличающимся от собственных, вкусам, привычкам, взглядам поможет дошкольнику , когда он вырастет,

не только найти общий язык с представителями других национальностей.

Одним из эффективных путей и средств формирования личности, толерантной, уважающей других народов, воспитанной в духе интернационализма является ознакомление ребенка с традициями, обычаями, этикетом, танцами разных народов . Танцевальное искусство , связанное с историей народа, близко и понятно ребенку и вызывает яркие эмоциональные реакции. Танец вызывает у детей эмоции симпатии и дружбы к представителям других национальностей. Эмоциональный позитивный отклик ребенка на яркие образы танцевальной культуры впоследствии станет той основой, которая поможет становлению личности, с интернациональным мышлением с развитой культурой межнационального общения.

Новизна и практическая значимость : поиск новых форм и путей совершенствования интернационального воспитания детей через танец и в разработке практических рекомендаций для хореографов ДОУ по совершенствованию обучения детей танцам .

Методологической основой явились работы в области психологии и педагогики, искусства и культуры : Л. С. Выготского, С. А. Рубинштейна,М. Я. Жорницкой, С. И. Зверева, Лукиной А. Г., С. И. Толстяковой, А. С. Федорова.

Цель работы : воспитание у дошкольников интернационализма , толерантности к представителям других национальностей, высокой культуры межнационального общения через танцы разных народов .

Исходя из цели работы поставлены следующие задачи :

Формировать положительное отношение к разным народам через знакомство

с их танцевальным искусством ;

Познакомить детей с историей, бытом, обычаями, традициями разных народов через танец;

Ожидаемые результаты :

В результате использования народных танцев как средства интернационального воспитания дошкольник с детства уважительно относится к представителям других национальностей, к другим культурам.

Дошкольное детство – начало процесса становления мировоззрения человека. Именно в это время ребенок познает мир в чувствах, эмоциях. Становление единой картины мира

в сознании человека осуществляется через искусство, язык, народное творчество.

В процессе познания окружающего мира у ребенка вырабатывается своя собственная система взглядов на мир, своя картина мира. В то же время в период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит, будет ли он толерантно относиться к представителям других национальностей. Толерантность - это не только терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, это способность слышать, признавать и уважать мнения других, невраждебно встречать убеждения, отличные от своего, умение жить в гармонии, как с собой, так и с людьми, осознание богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Это не уступка, не пассивное подчинение мнению, взглядам и действию других, не покорное терпение, а активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека, психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между народами, во имя позитивного действия с людьми иной культуры, иной национальной среды .

Именно в период дошкольного детства очень важно закладывать основы толерантного отношения к другим национальностям. В этом существенную помощь может оказывать приобщение детей к танцевальному искусству разных народов. Танцы имеют большое воспитывающее значение и доставляют эстетическую радость. Развивается воображение, образное мышление, внимание и память у детей. У детей пробуждается стремление

к прекрасному, усиливается эмоциональная отзывчивость и творческая активность.

Народные танцы - неотъемлемая часть народной культуры. Они имеют прочную связь с мировоззрением, верованиями, с национальными особенностями психологии народа. Танцы мы воспринимаем как искусство , которое несет в себе высший смысл-красоту

и добро. В нем народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношение к жизни. Танец всегда связан с историей народа. Он возник на основе трудовой деятельности человека

и связан с различными сторонами народного быта, обычаями, обрядами. Народные танцы созданы на основе фольклора, а фольклор-это душа народа. Они непосредственные , искренние, исполняются весело, легко импровизируются. Корни этого вида искусства уходят в глубокую древность. В танцах запечатлелась извечная красота, гармония души человека

и природы. Именно поэтому они вселяют в человека надежду, утверждают стремление

к возвышенному и прекрасному. Танец затрагивает тончайшие струны человеческой души. Он способствует совершенствованию человека, достижение им душевной и пластической гармонии.

Танцы - волшебный мир , в котором с удовольствием погружается ребенок. Яркие эмоции, которые испытывает ребенок во время танца , закрепляют в нем положительное отношение к разным национальностям. Ведь реальная жизнь и пластически-образное видение народа запечатлелись в причудливых, оригинальных формах народного танца .

Работу по этому направлению в детском саду № 86 «Колокольчик» как педагог дополнительного образования я начала в 1994 году. В течение 18 лет через приобщение к танцевальному искусству я стремилась воспитывать в детях чувство любви и уважения

к представителям разных национальностей.

Прежде чем поставить танец какого-либо народа детям дошкольного возраста обязательно рассказываю о том крае, где живет он, какой там климат, какие обычаи и традиции, быт. Дети с интересом знакомятся с жизнью , бытом, костюмами, музыкой, особенностями разных народов. Только после такого подробного ознакомления с национальными особенностями детей начинаю учить танцевальным движениям . Образность, экспрессивность музыки, танца развивает эмоциональность детей, питает их воображение. В процессе выполнения различных движений у детей укрепляется опорно-двигательный аппарат, улучшается осанка, походка, развивается координация движений

и ориентация в пространстве.

Процесс обучения проходит очень динамично со сменой различных ритмов, импровизацией движений и танцевальных игр , упражнений. Привлекательная форма занятий способствует тому, что даже дети без выраженных способностей начинают хорошо танцевать . Продолжительность занятий соответствует возрасту детей. В процессе обучения осуществляется дифференцированный подход к детям с учетом их личности, творческих способностей и физических данных. Это необычные занятия, позволяющие ребенку пережить чувство прекрасного. Через это яркое чувство формируется его отношение

к другим народам.

Дети учатся исполнять движения народно-сценического танца . Они очень способны : одинаково умело исполняют движения в характере русских хороводов, овладевая мягкой пластикой рук, головы, корпуса, а также умело исполняют мужественные танцы северных народностей -танец охотника, орла и др. Дошкольники любят народный танец, потому что он близок и понятен им благодаря богатству и яркости различных образов. Свои достижения они демонстрируют на открытых занятиях, концертах, конкурсах, фестивалях, где они неоднократно становились лауреатами, дипломантами. К выпускному году дети уже умеют исполнять больше десяти народных танцев :

Русский хоровод;

Украинский гопак;

Китайский;

Греческий сиртаки;

Испанский;

Цыганский;

Итальянская тарантелла;

Финская полька;

Корейский тхэквондо;

Долганский;

Эвенкский;

Чукотский;

Якутские;

Восточный.

Также поставила композицию «Дружба народов» , основной идеей которой является призыв к миру, дружбе между разными народами (см. приложение) . В заключение хочется отметить, что последовательное ознакомление детей с культурой других национальностей, изучение их танцевального искусства является одним из средств воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей. Опыт работы с детьми свидетельствует о том, что с помощью народных танцев можно увлечь детей , довести до их сознания этическую культуру. В результате постановки и исполнения народных танцев детьми были замечены следующие изменения :

У дошкольников появился интерес и уважение к другим национальностям;

Наблюдается толерантное отношение к людям другой национальности;

Исчезают некоторые сложности в отношениях, в общении между сверстниками, так как детский сад № 86 характеризуется многонациональным составом коллектива детей;

Формируются дружеские чувства к детям других национальностей.

Таким образом, позитивные результаты, полученные на данном этапе работы, убеждают в том, что приобщение детей к танцевальному искусству других народов является одним из эффективных средств формирования дружелюбия между детьми разных национальностей, помогающим воспитать интернационалистов .