Игрушечные машинки и поезда актуальны для ребенка уже с годовалого возраста. Особенно интересны детям железные дороги. Сегодня на полках магазинов можно найти больше десятка разных вариантов: с ручным управлением, дистанционным, на батарейках.

Как выбрать детскую железную дорогу

По материалу такие развивающие игрушки делятся на 3 вида:

  • Пластмассовые. Часто самые дешевые, не слишком прочные, но яркие и легкие, все детали хорошо стыкуются.
  • Деревянные. Материал экологически чистый, безопасный для самых маленьких. Детали крепятся при помощи магнита. Деревянные элементы должны быть хорошо отшлифованы, чтобы ребенок не посадил занозу.
  • Металлические. Крепкие железные дороги, но сложны в сборке и часто очень недешевые. Из такого материала выпускают коллекционные модели. Металлическую игрушку лучше покупать ребенку старше 6–8 лет.

Комплектация железной дороги зависит от набора:

  • Базовый. Рельсы, локомотив, дополнительные вагоны разного типа. Возможно наличие стрелок для расхождения путей, тупиков. Некоторые производители даже в такой стартовый набор кладут животных, человечков, элементы ландшафта – домики, деревья.
  • Расширенный. Дополнен туннелями, станциями вокзала, шлагбаумами, подставками для многоуровневого расположения путей. Чем больше этих деталей, тем увлекательней игра, но интересны они для детей старше 3–4 лет.

Важные характеристики

  • Тип управления. Малыши 2–3 лет будут катать поезд руками или наблюдать, как он движется сам от батареек. Детская железная дорога на пульте управления подойдет ребенку старше 4–5 лет, когда он сможет разобраться с устройством.
  • Длина рельсового полотна. Чем больше, тем дольше едет поезд и это интереснее, но в маленькой квартире уместить конструкцию 3–5 метров затруднительно.
  • Размеры деталей. Покупая железную дорогу ребенку 2–3 лет, лучше выбрать игрушку с крупными элементами, так меньше риска, что малыш их попытается проглотить и подавится.
  • Качество материала. Важно изучить места стыка, чтобы при соединении не возникло зазоров и неровностей, они помешают мягкому ходу состава и могут привести к поломке игрушки.
  • Функции. Смена скоростей поезда, возможность заднего хода вносят разнообразие в игру.

Радиоуправляемые модели и работающие от батареек без пульта могут иметь дополнительные эффекты, придающие реалистичность:

  • Звук – имитация стука колес, гудка, торможения стоп-крана.
  • Свет – у некоторых составов горят передние фары или окна.
  • Дым – в специальный отсек заливается масло, испаряющееся во время движения поезда. Такая функция нежелательна, если игрушку приобретают ребенку младше 4–5 лет.

Лучшие модели детских железных дорог

Решив купить или заказать в интернете такую игрушку, обращайте внимание не на цену – есть много хороших моделей и в бюджетном сегменте. Тщательно изучите качество деталей (материал, сборка) и функционал выбранной железной дороги.

Узнайте, можно ли к ней докупать дополнительное рельсовое полотно, новые вагоны, декорации. Многие известные марки совместимы друг с другом.

6. Mehano Western, Т109, H0

Открывает рейтинг детских железных дорог модель словенского бренда, состоящий из 11 рельсов (суммарная длина – 2,85 м) и поезда: паровоза и 3 грузовых вагонов открытого и закрытого типа. Игрушка подойдет ребенку старше 3 лет, хотя производитель указывает нижнюю возрастную границу в 8 лет.

Чтобы создать картину путешествия по Дикому Западу, в наборе находятся и картонные детали, изображающие местный ландшафт с тоннелем через горы, постройками, зеленью.

В собранном (круг) виде эта игрушечная железная дорога для детей имеет размеры 117,5*95,5 см, поэтому поместится и на полу в небольшой комнате, и на столешнице. Масштаб всех моделей – 1:87. Работает она от сети 220 V, поэтому не придется беспокоиться за внезапную остановку. Скорость движения состава изменяют кнопкой на пульте. Если купить другие наборы Mehano, маршрут можно перестроить, все детали совместимы между собой.

Цена :

  • 8499 руб.

Преимущества :

  • бесперебойная работа;
  • хорошая детализация;
  • самостоятельная сборка, склейка ландшафта – дополнительное творчество для детей;
  • можно менять маршрут новыми деталями.

Недостатки :

  • завышенная стоимость для среднего качества;
  • тонкий картон ландшафта, надо укреплять.

5. ОмЗЭТ «Железная дорога-3», 191-TOPAZ

Простой дешевый детский набор российского производителя из крепкого пластика включает паровоз и 2 вагона: для животных (дверцы открываются) и для сыпучих грузов. Габариты готовой игрушки после сборки – 200*110 см. Это полный круг и полотно рельсов (38 деталей) внутри для смены маршрута. Размещать из-за больших размеров железную дорогу лучше на полу. Материал крепкий, но легкий, все детали в упаковке весят 1,8 кг.

Игрушка предназначена для детей старше 3 лет, со сборкой должны помочь взрослые – чтобы соединить рельсы, нужно приложить силу.

Управлять вагонами надо при помощи пульта, на котором есть кнопка изменения скорости и заднего хода паровоза. Питание от батареек типа AA (3 шт.), в комплекте их нет. Для более интересной игры в коробке находятся 2 тупика и стрелки смены пути.

Цена :

  • 1681 руб.

Преимущества :

  • звуковые эффекты;
  • дешево;
  • можно построить много маршрутов;
  • вагоны сцепляются с поездом автоматически;
  • детали крупные (безопасно для ребенка).

Недостатки :

  • нет элементов декора;
  • состав может сойти с рельсов, если их плохо состыковать.

4. Играем вместе «Сапсан», B1510726-R

Самая бюджетная электрическая железная дорога для детей, состоящая из 3 вагонов – головной, центральный и хвостовой, сделанных по макету поезда «Ласточка». Игрушка подойдет малышам старше 2 лет и будет идеальна для небольшой квартиры. В комплекте всего 8 рельсов, поэтому полотно получается коротким – 189 см суммарно, маршрут только кольцевой. Диаметр полного круга составляет 610 мм, ширина колеи – 38.

В движении поезд светится, звукового сопровождения нет.

Игрушка работает от батареек AA (2 шт., в комплекте нет), но можно ее двигать самостоятельно руками, что привлекает самых маленьких. Детям старше 5–6 лет такая игра уже не интересна из-за простого маршрута. Чтобы разнообразить ландшафт, к железной дороге приложены детали для сборки пластиковых деревьев.

Цена :

  • 910 руб.

Преимущества :

  • простая сборка;
  • недорогая;
  • крупные детали;
  • световые эффекты;
  • поезд хорошо идет даже по ковру.

Недостатки :

  • мало деталей, ребенку быстро наскучит;
  • возможен брак (колеса отпадают, мотор глохнет).

3. Brio «Железная дорога в сельской местности» 33916

Деревянная игрушка шведского производителя идеально подходит детям 2–6 лет благодаря экологически чистому материалу, к которому приятно прикасаться. Управление поездом ручное, что важно для малыша, не готового разбираться с пультом. Передвижной состав небольшой – локомотив, 2 ведущих пассажирских вагона и грузовой. Каждый из них открывается, поэтому внутрь можно посадить человечков или корову, положить багаж – эти детали декора есть в комплекте.

Рельсы собираются в круговое полотно с дополнительным малым маршрутом внутри, путь наклонный – для этого в коробке есть 3 опоры и мост.

Рядом с железной дорогой можно построить загон для животных, «посадить» лес, поставить машиниста и светофор, что сделает игру увлекательной. Набор совместим с другими железнодорожными конструкциями Brio, ИКЕА, PlanToys. Для детей постарше сюда можно докупить поезда на батарейках.

Цена :

  • 5485 руб.

Преимущества :

  • много игровых деталей;
  • качество обработки дерева;
  • крепкие материалы, устойчивые к ударам или детским зубам;
  • высокая детализация;
  • коробка для хранения игрушки в комплекте.

Недостатки :

2. Dickie Toys, 3563900, H0

Пластиковая электрическая железная дорога для малышей 2–3 лет и детей постарше привлекает ярким дизайном, музыкальными и световыми спецэффектами (фары). Игрушка имитирует настоящий поезд звуками, движется в 2 направлениях. Работает на 2 батарейках AA, включается маленьким рычажком на корпусе локомотива. Дистанционного пульта нет.

Пластик тонкий, но легкие ударные нагрузки выдерживает. Масштаб конструкции – 1:87.

В комплекте, кроме красного локомотива, находится 2 вагона длиной 19 см, дополнительных элементов декора нет. Детская железная дорога состоит из 17 деталей рельсов, которые собираются в 3 варианта: круг диаметром 1 м, овал полный 1,3*1 м или с внутренним коротким путем. Скорость движения поезда небольшая, не регулируется.

Цена :

  • 2542 руб.

Преимущества :

  • хороший пластик, без запаха, стыкуется без зазоров;
  • легкий ход;
  • современный вид вагонов;
  • рельсы можно складывать по-разному.

Недостатки :

  • батарейки приходится часто менять.

1. Huan Qi «Железная дорога», 3700-3A

Отличный пластиковый конструктор для детей старше 3 лет от китайского производителя состоит из локомотива, паровоза с углем, цистерны и вагона для медперсонала. Управление электронное, работает игрушка от батареек типа AA. Требуется 4 шт., в комплект они не входят. Все детали легко собираются, надежно стыкуются и фиксируются, сход состава с рельсов исключен.

Движение идет только по кругу, поэтому ребенку старше 5–6 лет игрушка может стать не интересна.

Благодаря высокой детализации и количеству спецэффектов, это лучшая детская железная дорога среди бюджетных моделей. Поезд во время движения выпускает слабый дым и издает характерные звуки хода колес, работы двигателя. На передней части локомотива светится голубой фонарик. Игрушка в темных тонах, самым маленьким может не понравиться. Отдельно рельсы купить нельзя, состыковать с другими железными дорогами не получится.

Цена :

  • 1570 руб.

Преимущества :

  • недорогая;
  • крепкое сцепление между вагонами;
  • ровный ход по рельсам;
  • спецэффекты;
  • качество материалов, сборки.

Недостатки :

  • нет пульта управления;
  • сложно найти в продаже.

Таблица сравнения товаров

Видео

Детская железная дорога - наследство великого и могучего СССР. Десятки узкоколеек по всей огромной стране строилось для развития, обучения и досуга детей страны. Прошли годы. Во многих городах бывшего СССР эти дороги закрылись, в других сохранились, но перешли в полное владение и управление взрослыми. И осталось на самом деле совсем немного тех, которые, как и прежде, управляются детьми. Минская детская железная дорога им. К. С. Заслонова продолжает традиции. Наша ДЖД на самом деле детская. Сюда не только приходят покататься с детьми, провести выходной или праздник. Но и еженедельно здесь трудятся дети, начиная от начальника станции и машиниста, и заканчивая проводниками в вагонах.
Открыта была наша детская железная дорога в 1955 году, протяженность пути составляет 4,5 км, имеются три переезда, путепровод, мост над рекой.
Когда-то мы начали путешествовать здесь с еще маленькой Элей, когда ей было полтора года, потом мы старались приходить сюда часто, особенно на праздники, потому что в эти дни на ДЖД организовывались дополнительно развлечения - концерты, угощения. Прошло время и уже с мальчиками мы катались на детской железной дороге. Наверное, не проходит и года, чтобы мы не пришли сюда.
Дочка, будучи еще маленькой, мечтала, как она придет сюда работать. И вот, в шестом классе ее мечта сбылась. Сперва мы записались на занятия на ДЖД в начале года, но произошли некоторые изменения - переезд, новая школа, вторая смена. И от посещения пришлось отказаться. И снова, в середине года, в школу к дочке пришли девочки с детской железной дороги, пригласили на занятия в первой половине дня. И Эля с радостью отправилась заниматься.

Жизнь в кружке "Юный железнодорожник" кипит весь год. С октября по апрель - занятия в центре города, в кабинетах. Дети изучают огромное количество предметов, которые напрямую связаны с работой на железной дороге, занимаются моделированием, участвуют в конкурсах, турнирах, ведут общественную жизнь. Дети из этого кружка мне чем-то напоминают тех самых пионеров, которыми мы были или не успели стать. Очень активно, дружно, слажено.
С мая по сентябрь начинается другая жизнь - дети приступают к настоящей работе. Поезд от станции Заслоново начинает курсировать именно в мае. Ребята получают настоящую форму, крепят погоны и отправляются на работу в соответствии с графиком. Вообще рабочие дни у детей - суббота и воскресение в учебные месяцы и все дни недели летом. На ДЖД существует несколько групп, у которых имеется кураторы, и график работы составляется так, чтобы эти группы чередовались. Рабочее время - от 1 до 3 раз в неделю по 3-4 часа. Также работают дети в период зимних каникул. В это время курсирует новогодний экспресс.
Специальностей на железной дороге много, дети их примеряют на себя в течение всего рабочего периода. Можно прийти на работу и выбрать, куда сегодня отправишься, что будешь делать. Управление поездом осуществляют тоже дети, только, конечно, не первого года обучения, и даже не второго. В кабине машиниста размещаются дети, которые уже 3-4 год посещают кружок. Но занятие на ДЖД находится всем, даже пятиклассникам. Сегодня я расскажу о тех профессиях, которые были доступны в прошлом сезоне мой дочке, большинство из них она опробовала.

Проводник и помощник проводника.
Наверное, каждый ребенок, приметив на ДЖД мальчика или девочку в форме, который едет с тобой в вагоне, открывает двери и машет флажками, хотел бы оказаться на его месте. Именно об этом и мечтала Эллина. Но с самого начала ей этого испробовать не довелось. Работа проводника только кажется совсем простой и незначительной, на самом деле ряд действий, которые должен знать и выполнять проводник должны быть вызубрены на зубок. Поэтому сперва все желающие идут на работу помощником проводника. Более опытные товарищи, рассказываю т показывают все действия, дают попробовать. Если ты три раза отработал помощником проводника, то можешь отправляться на экзамен, который принимают те же дети - сотрудники ДЖД третьего-четвертого года обучения. Сдал экзамен - получил право зваться проводником. Как правило, сдают все с первого раза, тут, как и везде, очень многое зависит от экзаменатора. На нашей ДЖД есть один парень, который ставит цель - завалить всех. Может быть он ночами готовил трудные вопросы, о которых и не помышляют дети, работая в роли проводника, но в итоге все, кто идут к нему на сдачу экзамена, проваливают. Впрочем, расстраиваться не стоит, приезжай в следующий раз и отправляйся на экзамен снова, обычно все стараются повторно к нему не попадать). Итак, Эля по неопытности, оказалась у придирчивого экзаменатора, так что сдавала потом повторно. И все же стала проводником.
В обязанности проводника входит:
- проверка наличия билетов при входе;
- давать отмашку флажками - желтый скрученный означает, что все в порядке, красный распрямленный - ехать нельзя;
- закрытие дверей вагона;
- заполнение "лужки" для учета пассажиров;
- если нет ревизора, то проверка билетов;
- следить за порядком в вагоне;
- выносить мусор по необходимости.
Эллине понравилось работать как проводником, так и его помощником. Правда, бывало, она приходила с работы и жаловалась, что устала кататься на поезде. И это всего 3-4 часа работы! Бедные проводники поездов дальнего следования! Из минусов этой работы дочка называет проблемы, которые могут возникнуть, если ты один обслуживаешь вагон. Очень трудно успеть все сделать, а особенно вынести мусор, потому что сделать это нужно очень-очень быстро и вновь открыть двери для очередных путешественников.

Ревизор.
Как и в любом уважающем себя транспорте, на ДЖД есть контролеры билетов. В каждом вагоне должен быть один ревизор. Но так как не всегда хватает детей на исполнение всех ролей в этой взрослой железнодорожной игре, то от ревизоров могут и отказаться, ведь проводник в состоянии выполнить и его функции.
В обязанности ревизора входит проверка билетов после начала движения поезда и запись ревизии в "лужке".
Должность ревизора Эле не очень понравилась. Тут обратная проблема - скучно. Меньше обязанностей. А еще может случиться, что в вагоне работают сразу два ревизора, тогда тебе выпадет проверять билеты только в одну сторону.

Экскурсовод.
Каждый раз в поезде едет экскурсовод, иногда с помощником. Находится он в техническом вагоне (второй после тепловоза). Задача экскурсовода в микрофон на весь поезд провести экскурсию по детской железной дороге. Нужно рассказать историю ДЖД, то, что проезжает поезд в тот или иной момент.
Эллинка так и не пошла работать экскурсоводом. С одной стороны - это скучновато, как ей показалось, а с другой - нужно говорить без запинок, не коверкать слова, все четко выговаривать. Так что занятие волнительное.
Начальник поезда.
Эту должность, а так же его помощника, отдают детям 3-4 года обучения. Задача начальника следить за порядком в поезде, проверять выполнение обязанностей всеми сотрудниками. Начальник может прокатиться в тепловозе, в техническом или любом из пассажирских вагонов.

Машинист поезда и его помощник.
Мечта каждого мальчишки и страх моей дочки. Вот о чем она не мечтала никогда, так это о вождении поезда. Но тут никто не заставляет: хочешь учись и работай, не хочешь, то выполняй другие обязанности. Чтобы получить профессию помощника машиниста нужно обучаться в течении нерабочего периода, потом сдавать экзамен. На эти занятия допускаются дети второго года обучения. Как стать машинистом Эллина пока не знает, скорее всего нужно отработать какое-то время помощником, возможно снова учиться, а потом сдавать еще один экзамен. Думается, что тут экзамены посерьезнее, чем на проводников. Машинистом и его помощником могут быть только те, кто учится 3-4 года.
Профессия серьезная и очень ответственная. Конечно, дети не остаются одни в тепловозе. С ними едут обязательно и взрослые руководители. Есть и техническое обслуживание.
Кроме самого поезда работники нужны везде: на станции, на вокзале, на переезде. Большинство этих специальностей доступно детям с первого года обучения. Кроме нескольких.
Начальник смены.
Все учащиеся кружка "Юный железнодорожник" делятся на группы - смены. Именно в таком составе они и работают. За каждой сменой закреплен взрослый инструктор, наставник. Ежегодно он набирает новых детей. А старшие покидают стены своего детского, но такого серьезного учебного заведения. Но пока они еще работают, на третьем-четвертом году, то могут стать начальником смены. Это второй человек после инструктора в смене, самое что ни на есть прямое начальство всех детей группы. Он вместе с инструктором следит за работой всех звеньев в своей смене.

Дежурный по станции и его помощник.
Эта должность доступна детям второго года обучения и старше. В его обязанности входит:
- отправление поезда с помощью металлических дисков - специальных сигнальных приспособлений
- также дежурный должен следить за порядком на станции.
Возможно, у дежурного есть еще какие-то обязанности, но Эллина пока с ними не знакома.
Начальник вокзала.
Все посетители ДЖД обязательно оказываются на вокзале. Здесь они смогут приобрести билеты в кассе (в роли кассира взрослый человек), посмотреть расписание, увидеть макеты поездов и железной дороги. Конечно, не все и всегда знают, куда им нужно обратиться, где что находится и так далее. Чтобы во всем разобраться стоит обратиться к начальнику вокзала. Дети первого года обучения вполне справляются с этой ролью. Начальник вокзала находится в центральном зале, сидит за столом и готов проконсультировать посетителей. Также он следит за порядком на вокзале.
Трудность этой работы в одном: если ты не знаешь, что ответить пассажирам. Бывает, что задают каверзные вопросы, на которые не всегда сразу находится ответ. Например, начальнику вокзала пришлось однажды крепко подумать, где искать книгу жалоб и предложений. Дело в том, что попросили ее у него впервые (как вы понимаете, дети постоянно меняются, каждый раз выполняют новые обязанности, так что новичку может оказаться иногда трудновато).

Операторы.
На каждой станции есть диспетчерская. Именно здесь находятся операторы. Их задача связываться с оператором на другой станции и передавать всю информацию. А она о том,когда прибыл и отправился поезд. Точное время нужно записать в журнал, а потом позвонить оператору на другой станции. И также нужно принимать звонки с аналогичными сообщениями с другой станции. Все снова записывается в журнал.
Эллине понравилось быть оператором, из минусов она называла то, что отойти никуда нельзя. Все время приходится ждать звонков. Впрочем, на многих должностях на ДЖД отлучаться не получится. Оператор должен быть очень внимательным - точно отслеживать время, записывать и не забывать звонить.
Диктор.
Диктор также находится на диспетчерской станции. Его задача - объявлять прибытие-отправление поезда, просить покинуть провожающих вагоны и желать приятного пути. Тут тоже очень важна внимательность, четкость речи, нельзя запинаться и ошибаться. А еще очень важно делать сообщения вовремя.
Эллина попала на эту должность в свой первый рабочий день и больше повторять не захотела. Уж очень напряженно она себя чувствовала.

ДНЦ.
Вот не спрашивайте, кто это такой?) Мы не знаем. Известны только обязанности этого ответственного лица. Хотя, судя по тому, чем он занимается, то, возможно, расшифровывается должность, как диспетчер наблюдательного центра. С своем центре он сидит за компьютером, пультом и следит за движением поездов. Самая главная задача ДНУ заметить чрезвычайные ситуации и сообщить о них машинисту. Работа очень ответственная, Эллинка так и не решилась на нее пойти. Причиной послужило то, что к тому времени, как она решилась поработать, то ЧП стали происходить слишком часто. Например, машина на переезде проскочила под опускающимся шлагбаумом и осталась на путях. Поезд экстренно тормозил и даже слегка сошел с рельс. Все было исправлено, пострадавших не было, пассажиры, наверное, даже не поняли, что произошло. Но такие ситуации, конечно, пугают.
В связи с этим хочется обратиться к водителям, пешеходам и прочим людям, которые оказываются вблизи пусть и детской, но самой настоящей дороги: будьте осторожны и внимательны, соблюдайте правила. ДЖД - не игрушка, а настоящий поезд, остановить который быстро не представляется возможным! Не подвергайте опасности себя, пассажиров поезда, не ставьте в затруднительные ситуации юных работников железной дороги!

Оператор макета.
В зале ожидания на станции Заслоново находится макет железной дороги с движущимися поездами. Всех детишек обязательно привлекают бегающие вагончики между холмами, домами, проезжающие в тоннеле и по мосту. Управлять этим макетом поставлен специальный оператор. По желанию сюда берут как первогодок, так и более старших ребят. Правда предпочтение, почему-то отдают мальчикам. Но и девочка, если очень захочет тоже может стать оператором макета железной дороги.
Дежурный по переезду.
Кроме станций дети дежурят и на переездах. Здесь есть шлагбаумы полуавтоматический и автоматический. Вот за работой этих шлагбаумов и следят дежурные по переезду. Их, как правило, несколько. При приближении поезда, раздается звуковой сигнал и шлагбаум опускается. Тот, который автоматический полностью, после пересечения поездом дороги, сам поднимается. А второй только опускается сам, поднимают его дежурные по переезду. Кроме того дети желтым флажком должны подавать сигнал машинисту о свободном пути. Иногда поезд здесь задерживается, чтобы пропустить тот, который идет со станции Заслоново, если на пути одновременно работают два поезда. Кроме детей, на переезде дежурит и взрослый, чтобы контролировать работу юных железнодорожников.
В работе на переезде есть существенный минус - погода. Когда холодно, дождливо или жарко, то трудится здесь становится тяжеловато.

Каждый месяц от своего инструктора дети получают график работы. Тут указаны дни и рабочее время. Являться на станцию Заслонова нужно минут за 10-15 до начала. Так как речь идет о детях, которые на себя не могут пока брать полноценных обязательств, то вполне допускается, что ребенок придет не на каждое занятие. Всего рабочих месяцев 5 - в учебные май и сентябрь на ДЖД приходят только по выходным. А летом каждый день. Посещать можно в свободном режиме, но все же оговаривается, что каждый должен отработать 30 дней практики. Так как работа ведется посменно, то у каждой группы свои дни и время. Получается в мае или сентябре около 4 рабочих дней. А в летние месяцы около 12. Так как в каникулярный сезон многие уезжают, то бывает очень трудно отработать все 30 дней. И на это закрывают глаза. Из кружка "Юный железнодорожник" могут выгнать разве что за серьезные нарушения, например, безопасности. Перед началом рабочего дня вся смена собирается на планерку, в основном на собрании определяется, кто и где будет работать. За работу выставляют отметки по 10-бальной системе. У Эли одни 10 и 10+.

Когда дочка собралась посещать этот кружок, то многие родственники удивлялись: зачем тебе, ты что собираешься работать проводницей? Но я поддержала Элю.
Во-первых, ребенок мечтал, и получил исполнение желания, а это уже очень важно.
Во-вторых, дополнительная занятость серьезным делом никогда лишней не будет.
В-третьих, очень уж ладно поставлена работа кружка, сотрудничество детей, всестороннее развитие, а не только железнодорожный уклон. Дети объединяются общим делом.
В-четвертых, дети учатся серьезно работать. Они на практике начинают понимать, что значит выполнять свои обязанности, ходить на работу.
В-пятых, они становятся самостоятельными. Ведь буквально добраться до места занятий или работы - часто самостоятельное передвижение по городу. А настоящая работа с грузом ответственности еще добавляет этого качества.
В-шестых, дети знакомятся с внутренним устройством такого непростого механизма как железная дорога, расширяют свой кругозор.
В-седьмых, они обучаются профессии. Не много не мало, конечно, после ДЖД их не возьмут так сразу на работу машинистом, но все выпускники запросто поступают в железнодорожный. Желающие связать свою жизнь с рельсами и поездами получают базу. И многие из них достигают высот в настоящей карьере - начальники отделов БЖД, начальство минского метрополитена, заслуженные машинисты.
В-восьмых, дети приобретают и развивают такие качества, как внимательность, осторожность, пунктуальность, аккуратность, терпеливость, выносливость. Ведь на ДЖД все строго по минутам, все документы по правилам, вся одежда с иголочки, бывает работа монотонная, требующая повышенного внимания, бывает работа неудобная и не самая приятная, но делать нужно.
А еще все работники ДЖД имеют привилегии сотрудников ЖД, например, бесплатный проезд в пригородных электричках. И, конечно, родственникам детей разрешено бесплатное путешествие на поезде).
Наш Артур уже готовится сменить Эллину на детской железной дороге. Ведь он даже мечтает быть машинистом поезда метрополитена, так что ему обязательно нужно посещать такой кружок. Ну, а пока, мы просто путешествуем и немного наблюдаем за работой Эли и ее друзей.

Вы можете подобрать практически любой понравившийся вам вариант: от минимальной комплектации до больших наборов с дополнительными деталями.


Наверное, эта игрушка одна из самых распространенных детских мечтаний. Раньше на прилавках она появлялась крайне редко, при этом стоила немало денег, да и количество ее было настолько ограничено, что доставалась она далеко не всем. Сейчас такой проблемы нет.

Да и, к тому же вы можете подобрать практически любой понравившийся вам вариант: от минимальной комплектации до больших наборов с дополнительными деталями. Поэтому современная детская железная дорога - это не просто игрушка для ребенка, но и конструктор для всей семьи. Игра с железной дорогой надолго займет внимание вашего ребенка, а возможность модернизации надолго увеличит протяженность игры, да и постоянно будет притягивать интерес ребятишек разных возрастов.

Детская железная дорога для самых маленьких

Самые простые железные дороги, которые предлагаются в минимальной комплектации, подойдут для детей младшего возраста. А вот для детей постарше варианты более разнообразны, то есть она может включать больше количество элементов, а в комплект могут входить разнообразные фигурки. Вот увидите, даже взрослые могут увлечься этой забавной игрой!

И психологи, и педагоги сходятся во мнении, что для ребенка трех лет полезны игрушки, отражающие сущность окружающей жизни, потому что именно в этом возрасте у ребенка складывается основное представление об окружающей среде, происходит его самоидентификация. А в сознании ребенка происходит классификация всего видимого и ощущаемого.В это время очень важны ролевые игры. Именно они помогают ребенку правильно себя вести в той или иной ситуации, помогают вырабатывать навыки, которые пригодятся малышу в последующей жизни. станет очень хорошим выбором для подарка, это игрушка будет одной из любимых для малыша очень долгое время.

Когда вы выбираете железную дорогу ребенку до четырех лет, то лучше всего подобрать более простые варианты, в более красочном исполнении. Приобретайте модели, сделанные из экологически чистых материалов.

Для маленьких детей: IKEA, Brio, Thomas, Chuggintones, Lego duplo.

Детская железная дорога для детей постарше

Для детей постарше, от пяти лет можно приобрести более сложные модели с такими объектами как деревья, башни, водонапорные станции и т.д. Такие комплекты дают возможность активно развивать фантазию. А некоторые производители вообще предлагают тематические игры, то есть вы можете отдельно собрать тренировочный полигон или же завод с ж/д путями.

Для детей школьного возраста хорошим выбором будут железные дороги, представляющие собой копии настоящих. По сути, это настоящие шедевры. Такие игрушки повторяют каждую деталь воспроизводимого объекта.

Также стоит отметить, что в настоящее время у покупателя есть возможность выбора, то есть вы можете отдать предпочтение железной дороге полностью соответствующей современной, но можно подобрать и модель, которая будет стилизована под объекты, соответствующие Дикому западу, например, или Европе. А заботливые родители смогут придумать для ребенка много увлекательных, поучительных игр с ее участием. Удачного выбора!

Для детей постарше: Стрела, Tomica, Lego city.

Детская железная дорога - фото

Лето располагает к поездкам из Москвы на день два, поэтому мы с удовольствием продолжаем нашу рубрику и сегодня отправимся в Раменский район на Детскую железную дорогу . Хотя, как сказать, детскую, устроено все очень и очень по взрослому.

30 октября 1935 года состоялся слет пионеров Раменского района. Одним из обсуждавшихся на слете вопросов был призыв тифлисских пионеров, построивших первую ДЖД, начать строительство детских железных дорог во всех уголках страны. Идея эта показалась настолько интересной, что в тот же день был избран совет содействия строительству ДЖД в Кратово.

Проехаться по детской железной дороге, заглянуть в депо и посмотреть, как все устроено —>

Уже в июне 1936 года начали строительство железной дороги в Кратово, строительные работы выполняли сами пионеры, а самые тяжелые работы помогали выполнять комсомольцы Раменского и Ухтомского районов. К 7 ноября 1936 года было построено 2,3 км путей и временные деревянные постройки на двух станциях. Зимой вели подготовку сотрудников и состава для работы железной дороги, а уже 2 мая 1937 года состоялось открытие. Летом 1940 года построили еще 2 километра дороги и станцию Культбаза, а 22 июня 1941 года, в день открытия летнего сезона, стало известно о нападении фашисткой Германии на СССР, железная дорога проработала совсем недолго и вскоре пришлось ее закрыть из-за авианалетов. В 1945 году железная дорога заработала вновь, менялись составы, совершенствовались станции, много детей прошло через это неформальное учебное заведение, многие взрослые в детстве приходили сюда посмотреть, как устроена железная дорога. Такая возможность есть и у нынешних детей!

Схема железной дороги. Протяженность пути — 4,962 км; 2 станции: Пионерская и Юность, и 2 платформы: Школьная и Детская. Это узкоколейная железная дорога и составы здесь соответствующие.

Здесь работают дети! Конечно, взрослые координируют их работу, занимаются обучением, но все специалисты, обеспечивающие работу железной дороги - дети

Экскурсанты садятся в поезд

Подготовка перед отправлением, все нужно проверить

Интересно, что парадная форма юных проводников практически полностью осталась, как у советских пионеров, хотя теперь это корпоративные цвета РЖД

Поезд отправляется

Здесь интересно детям любого возраста!

Проводница рассказывает историю железной дороги. Для того, чтобы заказать бесплатную экскурсию, нужно заполнить заявку на сайте за несколько дней до желаемой даты.

Контролер проверяет билеты

Увлеченные работники детской железной дороги рассказывают о том, как все утроено. Чтобы сюда попасть нужно пройти неслабый, поэтому все «работающие» здесь дети по настоящему увлечены железными дорогами и разбираются в них почище многих взрослых железнодорожников.

Разрешают зайти внутрь кабины машиниста

И даже посидеть на месте машиниста

Строго говоря, вместо спортивного руля здесь должен стоять рычаг, но поскольку дети осваивают профессию под строгим надзором взрослых железнодорожников, то для удобства поставлен руль. Поезд ведет молодой машинист, но инструктор в любой момент может вмешаться и скорректировать действия. Все же везет локомотив настоящих пассажиров.

Рассказывают о том как устроены стрелки

А это в центре управления железной дорогой

Диспетчеры реально работают, управляют поездами, разрешают или запрещают выход на линию. Все как на взрослой железной дороге

С осени до весны дети проходят обучение, а летом работают на железной дороге. Говорят, что поезда отменяют потому что их некому водить — мало кто может сдать сложнейший экзамен на должность машиниста. При этом идет постоянная ротация кадров: сегодняшний проводник может завтра сдать экзамен на машиниста, а послезавтра отправиться обходчиком путей. Осваиваются сразу много специальностей. Не сдал экзамен — получи должность ниже.

В день ходит всего три поезда. От станции Пионерская поезда отправляются в 10:00, 10:55 и 11:50. От станции Юность - в 10:25, 11:20 и 11:50. Стоимость проезда - 120 рублей. В сильный дождь поезда отменяют.

В хорошую погоду можно прогуляться около озера в поселке Кратово (станция Пионерская) и даже искупаться. Также интересны стародачные места с уютными домиками в поселке Кратово.

Добраться до Детской железной дороги легко: от Казанского вокзала ходят электрички до станции Отдых или же на автомобиле по Рязанскому шоссе.
Подробная информация о расписании, стоимости проезда и о том, как добраться есть на официальном сайте.

Отдельное спасибо компании Региональный экспресс — РЭКС (в кой-то веки вдруг электрички стали выглядеть нормально) за организацию посещения детской железной дороги.

Кто из нас, будучи детьми, не играл в паровозики, используя возможности игры с названием «Детская железная дорога», хлопая в ладоши. Мы были просто в восторге от пластмассового паровзика и вагонов, бегающих по круговым рельсам на половом покрытии. Расставались мы с этой забавой, когда уже глазки слипались, или, когда бдительные родители вместе с бабушкой или дедушкой отправляли нас отдыхать по кроватям. Но времена меняются, и современным детям уже недостаточно игрушек, работающих на батарейках.

Сегодня подрастающее поколение по-настоящему хочет ощущать себя в роли проводника, машиниста или пассажира. Детвора хочет вести настоящие, поездные составы по проложенным узкоколейным дорогам. В этих играх участвуют уже с семилетнего возраста, но сказать, что пятнадцатилетние подростки не будут прыгать от радости, как их малые братья, сестры или друзья младшего возраста – это будет неправдой. Эти отроки точно также с восторгом будут водить маленькие локомотивы, станут командовать, пока ещё высоким голосом, заняв кресло диспетчера или став настоящим станционным дежурным. Некоторые захотят заглянуть в прошлое, становясь станционным смотрителем и с пристрастным рвением выполнять свои игровые служебные обязанности.

Необходимо отметить, что на таких настоящих, но детских железных дорогах все игроки находятся под пристальным вниманием взрослых, особенно машинисты локомотивов. Кто-то из детей в период учебного года становятся внимательными слушателями в железнодорожных кружках, где для них проводят занятия по теории настоящие специалисты железной дороги. С наступлением летнего времени все эти непоседы приобретают профессию, которая может стать делом всей последующей жизни подростка.

Такие детские железные дороги сегодня имеются во многих российских городах. Проложенные путевые нитки в упомянутых городках достигают длины в несколько километров, они не имеют общего выхода на рельсовую колею настоящих российских железных дорог. Транспортное значение подобные пути тоже не имеют, а использовать их могут только в аттракционном статусе в парковых зонах или в зонах отдыха, где гости становятся пассажирами или специалистами на железной дороге. Современная статистика доказывает, что 30 % участников игр на ДЖД приобретают, именно, здесь свою будущую профессию. Такие цифры свидетельствуют о серьёзности организации подобных школ.

Справедливости ради необходимо отметить, о создании первых ДЖД СССР заговорили ещё в тридцатых годах двадцатого столетия. В последующем приобретённым опытом в строительстве ДЖД заинтересовались в таких странах, как Куба, Китай, Германия, Словакия и Венгрия.

Что такое ДЖД?

Детская железная дорога (ДЖД) - учреждение, осуществляющее дополнительное образование для детей 8-15 лет, которые занимаются изучением железнодорожных специальностей. Основная часть ДЖД это узкая колея железнодорожной линии, где проводятся все практические уроки для юных железнодорожников (чаще в период летних каникул). В другие времена года на ДЖД проходят только теоретические занятия. Детские железные дороги стремятся максимально походить на прототип - железные дороги общего пользования. По этой причине на ДЖД, по мере возможностей, применяется оборудование подобное оборудованию настоящих железных дорог. Установленный на ДЖД перечень правил эксплуатации похожи на правила, применяемые на железных дорогах общего пользования.

История

Официально признанная хронология свидетельствует, что родиной ДЖД является Советский Союз. В 1935 году появляется Тифлисская железная дорога. Но более ранние архивы говорят о появлении ДЖД ещё в девятнадцатом столетии. Инициатива была проявлена руководителями Николаевской ЖД. Возникшая идея трансформировалась в создание специальных бригад на базе детворы из семей железнодорожников. Дети занимались настоящим делом, выполняя посильную работу. Так дело их отцов, ставится их делом. Эти созданные бригады и послужили тем самым образцом при создании современных ДЖД.

Предшественник детских железных дорог это частный развлекательный комплекс, который создали в 1890-х гг. для великого князя Михаила Александровича (сына Александра III) и его сестёр на территории парке дворца в Гатчине. Состав этого аттракциона: паровой локомотив и 2-3 пассажирские вагонетки, которые ходили по рельсам; машинистом был сам Михаил.

Первой ДЖД Советского Союза, да и в мире была создана в 1932 или 1933 году в Москве, на территории парка им. Горького. Работала она мало, к 1939 году ее закрыли. По необъяснимой причине существование этой ДЖД в СССР скрывался. Утверждение, что первой железной дорогой была ДЖД в Тифлисе (1935 г) опровергают 2 источника: заметка газеты «Вечерняя Москва» от 9.01.1933г и брошюра «25 детских железных дорог СССР» 1936г.

Появившаяся московская детская железная дорога на территории парка имени писателя Максима Горького сразу становится в центре внимания, благодаря публикациям в центральной прессе. Рассказы о том, что самодельный электропоезд управляется простыми мальчиками звучала, как сказка, завораживая сверстников. Там, где правили балом мальчуганы, не могло обойтись без того, чтобы пассажирский поездной состав трансформировался и становился настоящим бронепоездом. Здесь звучали звуки настоящих сражений, в которых всегда выходили победителями войска красногвардейцев.

Как правило, воевали недолго, ведь надо было заниматься и мирным трудом. Данная дорога не стала настоящей школой железнодорожников, она играла обычную роль, только большой игрушки. В этих забавах отсутствовали настоящие правила железной дороги и состав водился, как бог на душу положит. Но когда в 1936 году стали работать ещё две ДЖД в Днепропетровске и Тбилиси, то здесь уже сделали соответствующий подбор специалистов, которые работали железной дороге.

ДЖД в Тифлисе была создана 24 июня 1935 года по желанию грузинских школьников. И эта дорога по официальным данным считается первой в мире ДЖД. Позднее открывается ДЖД в городе Красноярск, получая звание первой в РСФСР. После этого ДЖД стали строить во всех столицах РСФСР.

ДЖД оказывают большую помощь в деле обучения профессионалов для железной дороги в то время, когда не хватало специалистов.

На середину 1980-х годов на территории СССР работает не меньше 52 ДЖД.

Строительство ДЖД начинает Болгария, Венгрия, ГДР, Чехословакия, Китай, Куба и др. Отличие этих ДЖД в основном в разветвлённости и протяжённость в разы. Большинство, из них проработав 10-15 лет – закрылись, другие превратились в аттракционы, немногие сохранили свое предназначение. Подобная судьба постигла большинство ДЖД стран РСФСР.

В данный момент в нашей стране работают 25 ДЖД.

Нельзя забывать, что тридцатые годы двадцатого столетия переживали бурный рост строительства гигантских промышленных объектов, отчего основная масса жителей советского государства пребывала в некоторой эйфории от собственных побед. Но тогда, наверное, и невозможно было сделать по-другому. Хочется отметить, что в то сложное время появились эти и другие настоящие ДЖД. Детям отдали на откуп возможность создания своих проектов дорог и будущей реализации их строительства. Детям разрешалось работать на своих объектах по два часа в течение пяти дней, но оттащить их от этого труда иногда удавалось с большим трудом. Настолько они были увлечены этой работой, ведь речь шла о своей, детской дороге.

Особенности детской дороги

Обычно, ДЖД это отделенный от общих железных дорог отрезок узкоколейного пути длительностью от 1 до 11км, зачастую кольцевой. Особой роли детские железные дороги не выполняют, прокладываются в парках или зонах для отдыха. Эксплуатируются ДЖД в основном летом, где дети под контролем инструктора, применяют полученные за год знания. Учащиеся в ДЖД получают льготы для дальнейшего обучения железнодорожному мастерству.

Кроме этого обучения железнодорожному мастерству, у детей в таких заведениях есть возможность заниматься в секциях и развиваться как личность.

В некоторых случая детскими железными дорогами называются развлекательные комплексы изображающие поезд, которые находятся в парках. Но подобные аттракционы не являются ДЖД. Первое отличие в том, что их обслуживают взрослые, второе отличие в том, что ДЖД обучает детей азам железнодорожной профессии, что само по себе не является развлечением. К сожалению, в настоящее время многие ДЖД – например Алматинская, не выполняют свою миссию, и являются лишь историческими памятниками.

Абсолютно у всех ДЖД колея составляет 750 мм. Объясняется это стандартами установленными в Советском Союзе, что позволяло ДЖД применять производимое в СССР оборудование. Однако Красноярская ДЖД – является исключением. В 1936 году ее колея составляла всего 305 мм, в 1961 колею расширили до508 мм. Отличались и ДЖД Астаны и Вологды. С ширины 600 мм колеи расширили до стандартной ширины 750 мм.

В других странах, где существуют ДЖД, колеи имеют меньшую ширину. В Польше город Познань – 600 мм, Дрезден – 381 мм.

С целью демонстрации юным железнодорожникам работы современного железнодорожного оборудования, детские железные дороги часто снабжались системой сигнализации, централизации и блокировки, подобные тем, что применяются на реальных железных дорогах (несмотря на то, что надобность в них отсутствовала).

И конечно, на ДЖД устанавливался такой же подвижной состав, который использовали ЖД СССР с узкой колеей. До военного времени и первые года после войны это были паровозы, в частности Гр, паровозы проекта П24 (разные модели). С 60-х годов паровозы заменяются тепловозами, но на отдельных ДЖД они оставались и до 80-х, но и до 90-х годов, а Киевская и Ростовская ДЖД паровозы Гр до сих пор выполняют свою миссию. На малой Горьковской ДЖД (Нижний Новгород) есть паровоз Кп4-430 (модификация П24).

Подвижной состав

Тепловозы

В 1950-х - 1960-х годах, ЖД Советского Союза заполняются тепловозами. Также тепловозы появились и на ДЖД. Это были ТУ2, ТУ3, ТУ4, ТУ6 (реже ТУ4 и ТУ6). Была задумка создать тепловоз ТЭУ-16 специально для ДЖД, но в результате распада СССР, этого не произошло.

Электровозы

Электровозы в отличие от тепловозов не так популярны на ДЖД. ВЛ-4, который создали 1960 году в ВНИИТП, но электрификацию ДЖД признали опасной и электровоз не построили. Существует информация о том что ДЖД в Ужуре используется 2 электровоза ЭД-1, но информации о ДЖД очень мало, и нет подтверждения этим данным.

Вагоны и моторвагонный подвижной состав

Кроме поездов с локомотивной тягой, временами на ДЖД применялись и моторвагонные поезда. К примеру, на ДЖД Москвы и Ужура практиковалось применение самодельных электропоездов. На ДЖД города Коммунарск эксплуатировалась автомотриса АМ1.

На довоенной детской железной дороге, применялись вагоны, которые были построены на Коломенском заводе до революции. В послевоенное время на ДЖД применялись вагоны Pafawag модели 2Aw, 3Aw производимые в Польше (с 1956 по 1960 год) на 38 посадочных мест. В 1980-х годах они заменены вагонами ПВ40 и ПВ51,которые производили на Демиховском заводе с 1950-х годов.

В 1989 году прекратилось изготовление вагонов для узкоколейных ЖД. Лишь в 2003 году заводом «Метровагонмаш» возобновилось изготовление вагонов узкоколейных ЖД.

Самодельный подвижной состав

Традиционно организация ДЖД поддерживается администрацией общественных железных дорог. Но бывают случаи создания ДЖД на «голом» энтузиазме, как говорится. В этом случае настоящие локомотивы заменяют самодельными. К примеру, Красноярская ДЖД используют лишь самодельные локомотивы, но по причине нестандартности колеи.

Значение ДЖД

Профориентация


Специалисты детских железных дорог преподают своим ученикам основные навыки необходимые почти для всех профессий ЖД, а обслуживание детьми ДЖД, развивает в них интерес к работе на железной дороге. Большое количество детей, которые занимались в 50-70х.гг прошлого века на ДЖД выбрали железную дорогу своей профессией.

Воспитание детей

Значение ДЖД в педагогике велико. Развивая командный дух и искусство взаимодействия в группе, у детей появляется опыт работы в команде.

Работа на ДЖД также развивает у детей коммуникативные навыки, так как здесь обучаются дети разных возрастов, а при практических занятиях происходит общение с взрослыми пассажирами. Такая работа вырабатывает дисциплину, развивая ответственность за себя и других, учит технике безопасности.

Транспортные функции

В основном ДЖД не является транспортным средством в традиционном представлении, и большинство считает его парковым аттракционом. Только ДЖД городов Читы, Оренбурга, Свободный, Чимкент, выполняют доставку пассажиров из городов в пригород. Во времена ВОВ ДЖД города Свободный применялась для перевозки продуктов из окрестных колхозов. ДЖД после ВОВ в городе Вильнюс доставляла уголь к городской ТЭЦ, а ДЖД Нижнего Новгорода (Горький) - функционировала в виде общественного транспорта, наравне с трамваями и автобусами, при этом зарабатывая дополнительные денежные средства.

Дополнительные факты о ДЖД

В конце 30х годов прошлого века в Москве проектировалась грандиозная ДЖД, были привлечены лучшие архитекторы и строители, но реализации этого проекта помешала Великая Отечественная Война. Современная Московская ДЖД расположена в Кратово.

Электрифицированные детские железные дороги работали только в 3 городах: Москве, Ужуре и Донецке. В настоящий момент нет ни одной из них.

В Одессе функционировал трамвай для детей, он работал на электричестве, но ничего общего с ДЖД практически не имел.

За границей электрификация ДЖД применялась, очень редко. Но такие ДЖД были в Пльзене и Отсраве (Чехословакия), Германии.

Самой длинной ДЖД является дорога в городе Свободном, длина которой относительно ДЖД в городе Красноярске, которая самая короткая, в 10 раз, и составляет - 11.4 км.

ДЖД России


После кровопролитной войны минуло всего три года, но в конце августа месяца 1948 года открылась «Малая октябрьская железная дорога», с общей протяжённостью путей сообщения 8100 метров. С пуском дороги завершилось строительство первых трёх станций, речь идёт об Озёрном, Зоопарковском и Кировском пунктах. Перегон: Озёрная – Зоопарк с длиной 2800 метров и перегон: Зоопарк – Кировская с длиной 4700 метров имели электрожезловую систему с установленными семафорами, которые являлись сигнальными устройствами. Изначальный вариант подвижного состава был представлен паровозом «В-32» и двумя паровозами марки «ПТ4» с присвоенными номерами, как «ПТ-01» и «ПТ-02». «Малая октябрьская железная дорога» обслуживалась девятью пассажирскими вагончиками.

Спустя один год в начале летнего сезона ДЖД парк подвижного состава увеличивается ещё несколькими вагонами и паровозом «ВП1 -170». Начиная с 1958 года, со станции Озерная стал курсировать детский тепловоз «ТУ2-167». По прошествии двух лет, парк пассажирских вагонов вновь обновляет свой подвижной состав. «Малая октябрьская железная дорога» сразу пополнилась двумя составами, состоящих из пяти вагонов. Составы имели собственные названия: «Сказка» и «Пионер». По дороге курсировали сразу два поездных состава, встречались они у вокзала станции «Зоопарк».

В 1964 году происходит трагедия. Из-за отсутствия работающих шлагбаумов на одном из переездов, в районе улицы Никитской происходит столкновение дрезины, на которой с инструктором находились ещё четверо детей, с пересекающим пути самосвалом. В живых на дрезине не осталось никого. Согласно поступивших распоряжений от руководства, «Малая октябрьская железная дорога» должна была прекратить своё существование. Было произведено списание всего подвижного состава, оставили только новый тепловоз «ТУ2-167». В последующем решение было изменено, длина дороги была сокращена до 3100 метров, от эксплуатации опасного участка ДЖД отказались.

Оставшийся участок подвергся серьёзной реконструкции, появилась полуавтоматическая блокировка. Перегоны и станции оснастились новыми светофорами. На станционных стрелках появилась сигнальная зависимость с установкой замков системы Мелентьева. После реконструкции дорога пополняется двумя тепловозами серии «ТУЗ, соответственно с цифрами «001» и «002». Старенький тепловоз использовался только в качестве подменного, когда основные тепловозные единицы проходили внеплановый или профилактический ремонт.

С конца шестидесятых годов, двадцатого столетия юные машинисты стали получать настоящие удостоверения, которые давали им право управлять тепловозом, но это происходило только после завершения производственной практики и сдачи экзамена по квалификации. Никаких различий выданные удостоверения не имели с теми, которые были у взрослых профессиональных машинистов. В этот же период времени появляется станция «Пионерская» носившая ранее название «Зоопарк», поскольку строительство зверинца так и не состоялось.

С 1982 года на дороге стали работать тепловозы типа «Лидер»: «ТУ2-191» и «ТУ2-060». В середине восьмидесятых годов остался без работы «ТУЗ-002», спустя пять лет прекращает работу и «ТУЗ-001», но в 1996 году тепловоз «ТУЗ-001» становится музейным экспонатом на долгие девять лет. В 2005 году в депо ТЧ-7 тепловоз был восстановлен.

В конце восьмидесятых годов было произведено списание вагонов типа «PAFAWAG», на «Малой октябрьской железной дороге» были оставлены вагоны марки «ПВ40».

В девяностые годы один из имеющих составов был поставлен на прикол. В последующие десятилетие уже двадцать первого столетия часть путей дороги была демонтирована. В 2015 году состоялось пополнение дороги подвижным составом в качестве тепловоза «ТУ10-030»

Малая Забайкальская

Появление детской железной дороги «Малой Забайкальской» датируется 01.08.1974 года. Поскольку её строительство осуществлялось в городе Чита, то она с полным правом может назваться «Читинской детской железной дорогой». Является структурным подразделением Забайкальской железной дороги и объединяется в филиале ОАО «Российский железных дорог». Фактические функционирование данной ветки началось ещё 02.09.1971 года. С 1981 года ДЖД получила заслуженное признание, став, как лучшая детская железная дорога, среди на то время существующих сорока четырёх дорог. Ширина рельсовой колеи 750 мм, с общей протяжённостью эксплуатируемого участка равного 3750 метров. Упомянутая ДЖД обладает двумя станциями, носящих названия «Северная» и «Поречье», посередине пути имеется платформа с названием «Солнечная», но она, практически, вся разобрана. Оснащение подвижного состава представлено следующими единицами: двумя вагонами, тремя полувагонами, тремя грузовыми платформами, тремя пассажирскими вагонами и тремя тепловозами: ТУ7А-3354, ТУ7А-3199 и ТУ2-208.

В оборудование станций «Северной» и «Поречья» вводится ключевая зависимость сигналов и стрелок, установлены выходные и входные светофоры, есть межстанционная и поездная радиосвязь. На «Северной» станции стрелочные секции и путевые рельсы обладают изолирующими стыками. Данная ДЖД работает и сегодня.


08.11.1939 года состоялось открытие ДЖД «Нижний Новгород». В то время носила название «Горьковской детской железной дорогой».

Изначально пути детской железной дороги проходили по территориям Автозаводского, Ленинского и Канавинского района. Одна из конечных платформ называлась «Счастливой». Сегодня в станционное здание приходят уже не пассажиры, а новобрачные для того, чтобы узаконить свой гражданский статус, ибо здесь теперь расположился дворец бракосочетаний, названный, как «Автозаводский».

Рельсовая колея считается узкоколейкой, её ширина равна 750 миллиметрам. Протяжённость главного пути составляет - 3200 метров общая длина путей равна- 4100 метрам. На схеме ДЖД выглядит в виде треугольника. В районе парка имени первого мая находятся платформа главной станции «Родины». Рабочий сезон длится только три летних месяца, стартует движение составов с первого июня и заканчивается 29 августа. Один из узкоколейных паровозов «КП-4 № 430» открывает летний сезон. Ежегодно в первое августовское воскресенье отмечается профессиональный праздник «День железнодорожника». Главным атрибутом этого праздника становится всё тот же узкоколейный паровичок.

Линейка локомотивного депо представлена тремя узкоколейными тепловозами: ТУ10 № 003, ТУ7А № 3346 и ТУ7 № 2567. Подвижной состав состоит из двух открытых вагонов типа «Дилижанс» и шести пассажирских вагонов.

Малая Московская

Малая московская железная дорога признана детской. Имеет неофициальное название Кратовской ДЖД, благодаря территориальной близости с одноимённым посёлком Кратово, где и расположились её учебные здания.

Данная линия обладает двумя конечными станциями, имеющих название «Пионерская» и «Юность» и двумя промежуточными платформами «Детская» и «Школьная».

Открытие детской железной дороги в Кратово состоялось 02.05.1937. Протяжённость пути составляла 4962 метра. Изначальный подвижной состав состоял из восьми вагонов модели ПВ51, вагонов типа «PAFAWAG», трёх деревянных пассажирских вагонов, паровозов: «Рп-771», «ИС-1» типа 63/65 и ВЛ-1. Затем появились тепловозы: «ТУ7-2729» и «ТУ7-2728». Сейчас на ДЖД в Кратово можно увидеть штабной вагон, модели 20.0016, тепловозы «ТУ2-129» и «ТУ2-078».

Необходимо отметить, что по окончанию Великой Отечественной войны, восстановление ДЖД в Кратово производилось силами ребят, будущих железнодорожников. Сегодня подростки начинают своё обучение профессии в кружке, находящегося в здании Московского государственного университета путей сообщения.

Малая московская железная дорога позволяет проводить профессиональное обучение учащихся школ. Нижняя планка возраста начинается с одиннадцати лет, верхняя возрастная планка достигла значения – 17 лет. Необходимо отметить, что обучение проходят учащиеся из двадцати пяти московских школ. В течение пяти лет подростки могут пройти полный курс обучения. Дети обучаются в классах, которые оборудованы непосредственно в управленческом здании данной железной дороги. Есть и другие возможности попробовать научиться выбранной профессии железнодорожника. Это, прежде всего, посещение Центрального дома детей железнодорожников или в кружке «Юный железнодорожник», расположившегося на территории столичной Москвы, в здании Московского государственного университета путей сообщения или в здании Московского института инженеров транспорта.

На ДЖД «Малой московской» движение поездных составов осуществляется сезонным образом, начинается с конца мая месяца, а завершается в последнее августовское воскресенье. График работы ограничен рамками пятидневки, отсчёт идёт со вторника по субботний день, но в каждый вторник недели производятся подготовительные работы по перевозке пассажирского потока. Движение поездных составов начинается с 10.00 МСК с интервалом в один час. За дневной период проходит не более четырёх пар поездов. В летний период времени, когда температура воздуха поднимается выше значения + 29°, или поездные составы следуют с большим опозданием, количество пар может сокращаться или полностью отменяться по плохим метеоусловиям.

Малая Западно-Сибирская


Детская дорога Новосибирск с протяженностью рельсового пути отсчитывает своё начало работы с 04.06.2005 года, Построена на территории Заельцовского парка. Имеет три станционных пункта со следующими названиями - это «Второй разъезд», «Спортивная» и «Заельцовский парк». Протяжённость путей составляет 5300 метров. Детская дорога Новосибирск укомплектована двумя металлическими мостами, длина, которых достигает значения 72 м и 24 м, двумя металлическими эстакадами, высота их равна трём и четырём метрам и бетонными подпорными стенками.

Комплектация подвижного состава представлена тремя переделанными тепловозами: ТУ7А-3343, ТУ7А-3339 и ТУ7А-3338. Четырёхосным пожарным вагоном. Тремя вагонами модели 43-001, построены на Камбарском машиностроительном заводе и шестью вагонами, модели 20.0011, изготовлены на заводе «Метровагонмаша».

Восточносибирская ДЖД открылась 08.11.1939 года. Представляет собой форму петли, с длиной 3250 метров. На трассе расположились три станционных пункта с названиями: «Ангара», «Родники» и «Солнечный». Дорога находится на территории островов Конный и Юность реки Ангары, в центральной части, в городе Иркутске. ДЖД сегодня укомплектована тремя тепловозами: ТУ7-2925, ТУ2-228 и ТУ2-053, четырнадцатью вагонами модели ПВ51. В первые годы же годы существования дороги подвижной состоял из четырёх вагонов модели «PAFAWAG», трёх деревянных пассажирских вагонов, танк-паровоза системы «Компаунд», сделанного на заводе Краусс-Линц и одного паровоза марки «159-070».

Строительство Восточносибирской ДЖД было инициировано самими иркутскими пионерами в далёком 1936 году. Курировал эту инициативу старейший машинист иркутского узла Андрей Евтихиевич Дрягин. В последующем он занимает должность начальника ДЖД.

В феврале 1937года Проект данной дороги был завершён, а спустя два года дорогой уже пользовались её первые пассажиры.

Решение о создании казанской ДЖД принималось господином Владимиром Якуниным, тогдашним президентом ОАО РЖД и господином Минтимером Шаймиевым 27.05.2006 года. В распространённом пресс-релизе было указано о серьёзности данной работы на перспективу для будущего поколения.

Когда праздновался очередной день города Казани, 30.08.2007 года, то есть спустя всего один год, в одном живописнейшем районе – это лесопарковая зона «Лебяжье», детвора заняла свои места в вагонах подвижного состава казанской ДЖД. Прозвучал гудок тепловоза, застучали колёса, а дети радовались возможности прокатиться по этой дороге.

Малая Свердловская железная дорога

Малая свердловская железная дорога вступила в строй 09.07.1960 года, что позволило юным железнодорожникам получить возможность приступать к практике, не выезжая из своего города. Сегодняшний подвижной состав дороги имеет в своём активе тепловозы: ТУ10-013 и ТУ7А-3355, пришло пополнение и в виде трёх вагонов, изготовленных на Камбарском машиностроительном заводе.

Дорога была оборудована четырьмя остановочными пунктами: «Дона», «Исток». «Парковая» и «Берёзки». Сегодня в подвижном составе есть восемь вагонов модели «ВП750», три тепловоза: «ТУ2-126», «ТУ10-018» и ТУ10-002. Начиналось всё с техники послевоенного времени. С 1974 года в районе станционного пункта «Берёзки» распахнулись двери нового учебного производственного корпуса для будущих железнодорожников.

Владикавказская детская железная дорога

Торжественное открытие малой Владикавказской ДЖД имени В.В. Терешковой состоялось 30.10.1967 года. Территориальное расположение находится на левобережье Терека, входящего в Южную часть города. Рельсовые пути установлены в виде кольца неправильной формы. Длина путей составляет 2200 метров, ширина рельсовой колеи равна 750 миллиметрам. Дорога обладает тремя станционными пунктами, четырьмя стрелочными переводами тремя неохраняемыми переездами, в оборудовании есть полуавтоматическая блокировка в районе перегонов, электрическая централизация и поездная радиосвязь. Сегодня в подвижном составе есть три вагона модели «ВП750», четыре вагона модели «Pafawag» и три тепловоза «ТУ10-009», «ТУ7А-2991» и «ТУ2-056».