маленький принц тема дружбы и любви. помогите ответить

  1. Сложнаааа
  2. Тема дружбы в "Маленьком принце" раскрыта досконально. Маленький принц хотел дружить. Но его чувства соприкасались с реальностью. Он же маленький. Нашел розу — обрел любовь улетев. Что тут можно сказать — коварная штука любовь. Крохотная планета давала простор для мысли. Роза была своенравна и словоблудлива, нахальна и распущенна. Как гламурная женщина в бутике. За стеклом, на черном бархате. Лис. Он сказал, что его нужно приручить… а потом не отпускать. Это больно.
  3. сложно
  4. Дружба: между автором и Маленьким принцом, Маленьким принцом и лисом. Тема любви: Маленький принц и роза.
  5. О дружбе говорит Сент-Экзюпери сразу на первой странице повествования —
    в посвящении.
    В авторской системе ценностей тема дружбы занимает одно из главных мест.
    Только дружба способна растопить лед одиночества и отчужденности, так как
    она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи.
    Феномен сказки Маленький принц в том, что написанная для взрослых она
    прочно вошла в круг детского чтения.
    Маленький принц искал людей, но оказалось, что и без людей нехорошо, и с
    людьми плохо. И то, что делают взрослые, ему совершенно непонятно.
    У бессмысленного есть сила, а правдивое и прекрасное кажется слабым.
    Все лучшее, что есть в человеке, нежность, отзывчивость, правдивость,
    искренность, способность дружить делает человека слабым.
    Но в таком перевернутом с ног на голову мире Маленький принц столкнулся и с настоящей истиной, которую открыл ему Лис. О том, что люди могут быть не только равнодушными и отчужденными, но и нужными друг другу, и кто-то для кого-то может быть единственным в целом свете, и жизнь человека точно солнцем озарится, если что-то будет напоминать о друге, и это тоже будет счастьем.

    Конечно, самого главного нельзя увидеть глазами, даже если надеть очки или смотреть в микроскоп. Иначе как можно объяснить любовь Маленького принца к розе, оставшейся в одиночестве на его небольшой планете? К самой обычной розе, каких тысячи в одном только саду на Земле? И способность автора-рассказчика видеть, слышать и понимать то, что доступно слуху, зрению и пониманию только самых маленьких читателей планеты Земля, тоже было бы непросто объяснить, если бы не
    эта простая и мудрая истина: зорко одно лишь сердце.
    Надежда, предчувствие, интуиция -эти чувства никогда не будут доступны бессердечному человеку. Слепое сердце -это самое страшное зло, которое только можно себе представить: только чудо или чья-то искренняя любовь смогут вернуть ему зрение.

Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить. Недаром цветок говорит о людях: "Их носит ветром". И автору очень горько говорить о том, что люди не видят ничего и превращают свою жизнь в бессмысленное существование.

Лис говорит, что принц для него только один из тысячи других маленьких мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч. "Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете… если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других…" Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения: приручать - значит создать узы любви, единения душ .

Главное, в сказке Лис - прежде всего друг. Роза - любовь, Лис - дружба, и верный друг Лис учит Маленького принца верности, учит всегда чувствовать себя в ответе за любимую и за всех близких и любимых" . Некоторые исследователи усматривают в Лисе прообраз знакомой автора - Ренэ де Соссин, которую, судя по письмам, Экзюпери воспринимал как духовно близкого человека. Что же касается Сент-Экзюпери, на котором Лис изображен с необычно большими ушами, известно, что это фенек, небольшой зверёк из рода лисиц, живущих в пустыне, которого писатель "приручил" во время службы в Марокко.

Сюжет сказки-поучения "Маленький принц" был навеян следующим событием: 29 декабря 1937 г. за 200 км от Каира, пролетая над Сахарой, Сент-Экзюпери вынужден был совершить посадку в песках. Лётчика спас друг Прево, который подоспел к нему с караваном на 5 день после аварии.

Образ Маленького принца одновременно и глубоко автобиографичен, и как бы отстранен от взрослого автора-летчика. Для того, чтобы донести до сознания ребенка простые истины, Сент-Экзюпери выбрал удивительную форму сказки-притчи. Это удачное сочетание интересной сказки с подтекстом, понятным каждому.

В этом произведении широко применяется прием аллегории. Все образы глубоко символичны. Образы именно символичны и трактовать каждый образ можно многопланово, в зависимости от личного восприятия. Аллегория (от греч. allos - иной и agoreuo - говорю) иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ, персонификация человеческих свойств или качеств вещей и предметов. Основными образами-символами являются Маленький принц, Лис, Роза и пустыня.

Эпизодические персонажи - Король, Делец, Географ, Честолюбец. Они, в отличие от главных героев, написаны вполне в духе традиционного для детских сказок условного изображения. Каждый из этих персонажей представляет одну из сторон человеческой - взрослой ограниченности.

Роза - это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина - красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием.

Издавна в сказках Лис является символом мудрости и знания жизни. Встреча Маленького принца с этим мудрым животным становятся в произведении своего рода кульминацией, ибо в беседе с ними герой обретает, наконец, то, что искал. К нему возвращаются утраченные было ясность и чистота сознания.

Две строки о создании книги

Книга была написана в ходе II Мировой войны и была опубликована в 1943 году - за год до гибели писателя.

Очень кратко о книге с непростым иносказательным сюжетом

Жанр

сказка-аллегория, притча, иносказательная повесть с элементами фантастики, автобиографический очерк

Тема, идея книги

Одинокий мальчик ищет свое место в чуждом и непонятном взрослом мире. Любовь и дружба помогают ему в этом.

Главные герои

Маленький Принц, летчик, роза, лис.

Жители планет:

1-ая - Король, 2-ая - честолюбец, 3-ая - пьяница, 4-ая - деловой человек, 5-ая - фонарщик, 6-ая - географ, 7-ая (Земля) - стрелочник, торговец; змея, цветок о трех лепестках.

Сюжет

Жил-был одинокий взрослый. В детстве он хотел стать художником, но отказался от своей мечты и стал летчиком. Однажды он летел над Сахарой, и его самолет потерпел крушение. В первый вечер он уснул на песке, а утром был разбужен маленьким мальчиком, попросившим его нарисовать барашка. Так летчик познакомился с Маленьким принцем. Из рассказов Маленького принца летчику стало понятным, что тот жил на астероиде размером с дом и его единственным развлечением было смотреть на закат. Мальчик раскрыл летчику свой главный секрет, который вынудил его покинуть дом, - любовь к прекрасной и капризной розе. Разочаровавшись в своей любви, Маленький принц отправился странствовать по соседним планетам, но чувства одиночества и разочарования преследуют его на каждой из них. За время своего путешествия у Маленького принца появляется самый настоящий друг - Лис. Их дружбе посвящена глава XXI книги. Лис раскрывает перед Маленьким принцем секрет любви и дружбы. Маленький принц мечтает вернуться домой, чтобы вновь быть рядом с любимой розой, и однажды его желание осуществляется. Летчик тоже возвращается домой и понимает, насколько судьбоносной и важной была для него встреча с Маленьким принцем. Он больше не одинок.

Иллюстрации книги, созданные самим автором, который мечтал стать художником, но стал летчиком

Глава XXI, в которой Маленький принц узнает, откуда берется любовь и дружба, и, наконец, находит то, что искал

Начало дружбы: В предыдущей главе Маленький принц узнает о том, что его чудесная роза, которую он оставил дома, - самый обычный цветок. Он испытывает разочарование, так как всегда думал, что владеет уникальным существом, а на Земле ему встретился сад, в котором растут пять тысяч точно таких же цветов. Маленький принц плачет от обиды. "Какой же я после этого принц?..", - спрашивает он сам себя, поняв, что не владеет ничем особенным.

Встреча с лисом: лис просит приручить его

Поиграй со мной, - попросил маленький принц. - Мне так грустно...

Не могу я с тобой играть, - сказал лис. - Я не приручен.

А как это - приручить?

Это давно забытое понятие, - объяснил лис. - Оно означает: создать узы.

Вот именно, - сказал лис. - Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете...

Я начинаю понимать, - сказал маленький принц. - Есть одна роза... Наверно, она меня приручила...

Лис объясняет, почему его нужно приручить

Если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом - смотри! Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру...

Лис рассказывает, как его приручить

А что для этого надо делать? - Спросил маленький принц.

Надо запастись терпеньем , - ответил лис. - Сперва сядь вон там, поодаль, на траву, - вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе...

Назавтра маленький принц вновь пришел на то же место.

Лучше приходи всегда в один, и тот же час , - попросил лис. - Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливей. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце... Нужно соблюдать обряды.

А что такое обряды? - Спросил маленький принц.

Это тоже нечто давно забытое, - объяснил лис. - Нечто такое, отчего один какой-то день становится не похож на все другие дни, один час - на все другие часы. Вот, например, у моих охотников есть такой обряд: по четвергам они танцуют с деревенскими девушками. И какой же это чудесный день - четверг! Я отправлюсь на прогулку и дохожу до самого виноградника. А если бы охотники танцевали когда придется, все дни были бы одинаковы и я никогда не знал бы отдыха.

Маленький принц и лис должны попрощаться

Я буду плакать о тебе, - вздохнул лис.

Ты сам виноват, - сказал маленький принц. - Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...

Нет, - возразил лис, - мне хорошо. Вспомни, что я говорил про золотые колосья.

По совету лиса Маленький принц вновь идет к розам

Вы ничуть не похожи на мою розу, - сказал он им. - Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он - единственный в целом свете. <...> мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она - моя.

На прощание лис раскрывает секрет

Прощай, - сказал лис. - Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни.

Люди забыли эту истину, - сказал лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.

Герои романа И.Тургенева «Отцы и дети» Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров в начале произведения производят впечатление друзей. Но были ли отношения между этими героями дружескими?

Аркадий и Евгений Базаров — представители молодого поколения. Но как различны их взгляды!

Евгений — нигилист, то есть отрицает все старые взгляды и ценности. Он – за новую жизнь, стойко отстаивает свои взгляды.(«Я ничьих мнений не разделяю. Я имею свои») Аркадий же только внешне хочет походить на него, а в душе — он типичный представитель старого мира с его веками сложившимися традициями и устоями.

Автор показывает, что они во всём противоположны друг другу. Так, Базаров — труженик, занимается врачебной деятельностью, наукой, он много читает, стремится к самосовершенствованию. Аркадий же ленив, бездельничает, ничем серьёзным не занимается. Но самое главное, они различны в понимании назначения человека, смысла жизни. Слова Базарова: “Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим”.

Такое различие жизненных позиций не может привести к дружбе, здесь нет взаимопонимания. Кроме того, в дружеских отношениях не может быть подчинения одного другому. А именно это видим мы в романе, ведь слабая личность –Аркадий — подчиняется сильному Базарову.Правда, со временем он начинает высказывать свои мысли. Но они так различны с мнением Базарова, что тем более о дружбе говорить не приходится.

Кстати, уже в начале романа, когда Аркадий представляет Базарова своему отцу, он называет его не другом, а приятелем: «…позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым…» . Приятельские отношения легко возникают и легко проходят. Так произошло и во взаимоотношениях этих героев. Не стали они друзьями, да и вообще, Базаров в романе показан одиноким, уж очень он не похож не только на дворян Кирсановых, но и на молодых людей, которые пытаются создать видимость того, что идут в ногу со временем, а на самом деле, как Аркадий, остались в веке « минувшем» («псевдонигилисты» Ситников и Кукшина Авдотья Никитишна)

Противостояние Базарова и Аркадия в начале романа почти незаметно. Однако к концу вся яснее становится их различие. Поэтому и происходит разрыв отношений. Мы сейчас не даём оценку характеров и поступков героев. Что-то мы принимаем в них, что-то нет. Мы пытаемся понять, почему не стали они друзьями, так холодно разошлись. Причина тому — отсутствие общих интересов, дел, целей. Это — основа дружбы. А именно этого и не было. Примечательно, что в конце романа Аркадий отказывается помянуть Базарова за общим столом — так неприятен был ему этот человек («В память Базарова, — шепнула Катя на ухо своему мужу и чокнулась с ним. Аркадий в ответ пожал ей крепко руку, но не решился громко предложить этот тост.»)

ІІ семестр

ЧЕЛОВЕК И ЕГО МИР

УРОК № 66

Тема. Любовь и дружба в сказке-притче А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Цель: продолжить чтение сказки, раскрыть понятия «любовь» и «дружба», сравнить, как их понимают герои сказки и ученики; пополнить «Копилку золотых изречений»; разгадывать загадки героев сказки; воспитывать уважение к настоящих жизненных ценностей.

Хорошо, если есть друг, даже если надо умереть.

А. де Сент-Экзюпери

Любить - это не значит смотреть друг на друга,

любить - значит смотреть в одном направлении.

Антуан де Сент-Экзюпери в душе навсегда остался ребенком. В своей жизни он совершил немало таких поступков, которые вызывают и удивление, и восхищение.

Когда его друг Гійоме разбился в Кордильерах, он день за днем кружил на своем самолете над мертвыми горными верхушками, достигая самого дна ледяных ущелий.

Лежа в снегу, я тебя видел, но ты меня не замечал,- говорил потом чудом спасенный Гійоме.

Как же ты мог знать, что это я тебя ищу?

Кто бы еще отважился летать так низко в этих горах? - ответил Гійоме.

Сент-Экзюпери в своей жизни потерпел 15 аварий. Первая из них произошла, когда во время народного гуляния в Версале он выделывал головокружительные трюки. Машина начала разваливаться в воздухе. «Мне не спастись, и не падать же на праздничную толпу»,- успел подумать он и сумел дотянуть до места, где в случае катастрофы пострадал бы он один.

Много лет без всякой надежды находился в неволе негр Барк, похищенный кочевниками. Экзюпери выкупил Барка и помог ему вернуться на родину - до жены и детей.

Однажды в Южной Америке Экзюпери случайно встретил обедневшего старого француза, который отправился в Новый свет в поисках счастья и доживал свой век на чужбине. Он купил бедняку билет на корабль до Марселя и отдал ему последние деньги.

В Орконте Экзюпери увидел знакомую девочку Сесиль всю в слезах. Ей хотелось иметь зонтик, но мать убеждала дочь в том, что зонтиков для детей не бывает. На следующий день писатель пришел к Сесиль с маленьким зонтиком.

Возможно, именно про этот случай вспомнил Экзюпери, когда писал: «Маленькая девочка в слезах, ее надо утешить. Только тогда наступит в мире порядок».

Он научил трехлетнего мальчика пускать мыльные пузыри. Но, касаясь стены, пузырьки лопались. Мальчик плакал. Несколько дней Экзюпери ходов мрачный. Потом добавил в мыльную пену каплю глицерина. Теперь пузыри улетали от стенки, словно мячики; они стали ярче и долговечнее.

Какие черты характера присущи Экзюпери? (Мужество, смелость, ответственность, отзывчивость, доброта...)

Как вы думаете, был писатель настоящим другом, умел он любить? (Да, потому что он всегда стремился прийти на помощь другим людям, проявлял чуткость и доброту.)

II. Изучение нового материала

Какой смысл вы вкладываете в слова дружба, любовь? Что означает для вас дружить, любить?

Дружить - это... (помогать, делиться, поддерживать, интересоваться...) Любить - это... (заботиться,радоваться, сочувствовать...)

Объясните значение эпиграфов к уроку. Согласны ли вы с этими мыслями?

2. Работа с текстом

1) Чтение XVII, XX разделов с лицами

Что означают слова змеи: «Я могу отнести тебя дальше, чем любой корабль?» (Змея - небольшое существо, но мощная, потому что может лишить жизни кого угодно. Она жалеет Маленького принца, но предлагает ему свою «помощь» на тот случай, если она ему понадобится.)

Как вы понимаете слова змея: «Среди людей тоже одиноко»? (Можно чувствовать себя одиноко даже в толпе людей, если не имеешь друзей, единомышленников, близких по духу людей. Яркий пример - рассказчик, которому было одиноко в мире взрослых и который встретил духовно родственную душу в пустыне, за тысячи миль от человеческого жилья.)

Почему заплакал Маленький принц, увидев розы на Земле? (Только теперь он узнал, что его цветок - обычная роза, а не исключительная, загадочное растение, подобной которой нет во Вселенной.)

2) Чтение за лицами XXI раздела

Что значит «приручить»? Или вы кого-нибудь приручали? («Приручить» означает испытывать сильную привязанность к кому-то, нежность, любовь, чувство ответственности.)

Как изменится жизнь Лысая после приручения? («Если ты меня приручиш, моя жизнь словно солнцем осветится. Твои шаги я буду отличать от тысячи других. Услышав шаги людей, я всегда убегаю и прячусь. И твоя походка позовет меня, словно музыка, и я выйду из своего убежища.

И еще - смотри! Видишь, вон там, в полях колосится пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужно. Поля пшеницы мне ни о чем не говорят. И это печально. А ты имеешь золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручиш! Золотая пшеница будет напоминать мне о тебе. И я полюблю шелест колосьев на ветру...»)

В чем суть диалога Маленького принца и Лиса?

«Настало время прощания.

Я буду плакать по тебе,- вздохнул Лис.

Ты сам виноват,- сказал Маленький принц. - Я не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...

Да, конечно,- сказал Лис.

Но ты будешь плакать!

Да, конечно.

Значит, тебе от этого плохо.

Нет, мне хорошо,- возразил Лис. - Вспомни, что я говорил про золотые колосья».

(Лис будет страдать от разлуки с Маленьким принцем. Но еще хуже для него было бы не иметь друга вообще. Лис будет вспоминать о Маленьком принце, глядя на золотые колосья пшеницы, и помнить, что когда-то у него был друг, который его приручил.)

Какие секреты открывает Лис Маленькому принцу? («Видит одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»; «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»)

Как вы понимаете эти слова? (Надо доверять своему сердцу, действовать так, как оно велит. Чувствовать ответственность за людей, которые стали тебе близкими, заботиться о них, поддерживать в сложных жизненных ситуациях. Слово «навсегда» у Экзюпери подчеркивает невозможность измены, разрыва отношений между близкими людьми. Так должно быть, по мнению писателя. Так не всегда бывает, к сожалению. Не поэтому так много несчастных людей в мире?)

3) Работа с «Копилкой золотых высказываний»

Запишите секреты Лиса в «Копилку».

Мальчик понял слова Лиса? (Да, он возвращается домой, чтобы сохранить свой цветок, потому что она - единственная и неповторимая, хотя и очень похожа на все другие розы.

«Вы красивые, но пустые. Ради вас не захочется умереть... Мне она одна дороже всех вас. Это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком... Я слушал, как она жаловалась и как хвасталась, я прислушивался к ней, даже когда она замолчала. Она - моя».)

В чем суть аллегорического образа Лиса? (Лис - друг)

III. Выводы

Что понял и чему научился Маленький принц во время пребывания на Земле? (Он понял, что такое настоящая дружба и любовь; начал ценить свою капризную, но прекрасную розу; нашел на Земле друзей - Лиса и летчика.)